Транспортно-логистическое сотрудничество Узбекистана и Монголии: история, текущее состояние и перспективы

Введение. Узбекистан и Монголия – две страны без прямого выхода к морю, находящиеся соответственно в Центральной и Восточной Азии, – в последние годы активно развивают сотрудничество в сфере транспорта и логистики. Исторически прямые связи между ними были слабо развиты из-за географической удалённости и отсутствия общей границы, однако политическая воля и взаимный интерес к расширению торговых маршрутов придали импульс новым инициативам.
История сотрудничества: от установления дипотношений до новых инициатив
Узбекистан и Монголия установили дипломатические отношения 25 января 1992 года, вскоре после распада Советского Союза. Однако на протяжении первых десятилетий контакты в области транспорта и логистики оставались эпизодическими. Возрождение интереса к сотрудничеству началось во второй половине 2010-х годов на фоне политики открытости Узбекистана и стремления Монголии к диверсификации внешних связей. В 2019 году в Улан-Баторе прошёл круглый стол, подчеркнувший «большой потенциал для развития монголо-узбекских отношений», и был назначен первый за долгое время посол Монголии в Узбекистане (по совместительству).
Важным шагом стал визит делегации Монголии в Ташкент летом 2022 года: 3 июня 2022 года стороны подписали меморандум о взаимопонимании между Министерством транспорта Республики Узбекистан и Министерством дорожного развития и транспорта Монголии. Одновременно монгольская сторона ввела взаимный безвизовый режим для граждан двух стран на срок до 30 дней, создав благоприятные условия для деловых и туристических поездок. Эти договорённости заложили основу для дальнейших проектов в транспортно-логистической сфере.
Новый этап сотрудничества начался в 2023 году. В марте 2023-го в Ташкент впервые прибыла с официальным визитом министр иностранных дел Монголии Батмунх Батцэцэг. В ходе встреч 9 марта 2023 года узбекский министр транспорта Илхом Махкамов обсудил с ней практические меры по укреплению транспортных связей – в том числе организацию прямых грузоперевозок автомобильным транспортом и запуск прямого авиасообщения между двумя странами.
Тогда же было подписано соглашение о создании совместной межправительственной комиссии по сотрудничеству, призванной координировать проекты в различных областях, включая транспорт и логистику. Стороны отметили, что существуют все предпосылки для вывода сотрудничества в этой сфере на новый уровень. В дальнейшем комиссия стала важным механизмом: её первое заседание состоялось в Ташкенте в феврале 2025 года, где были проанализированы текущие проекты и определены ответственные за их реализацию.
Знаковым событием стало открытие полноценного дипломатического присутствия: в июне 2024 года, во время государственного визита президента Монголии Ухнаагийна Хурэлсуха в Узбекистан, в Ташкенте было открыто Посольство Монголии. Эти шаги свидетельствуют об усилении доверия и институциональной основы для сотрудничества, в том числе в логистической сфере. В совместном заявлении лидеры подчеркнули «новую страницу» отношений и выразили готовность поддерживать совместные инициативы бизнеса.
Текущее состояние транспортно-логистических связей
Автомобильные перевозки. В силу географии прямое сухопутное сообщение между Узбекистаном и Монголией отсутствует – грузы приходится доставлять транзитом через территории соседних государств. Тем не менее, благодаря межправительственным договорённостям начато развитие регулярных автоперевозок. В июне 2024 года страны подписали межправительственное соглашение о международных автомобильных перевозках. Этот документ создаёт правовую основу для выполнения грузовых и пассажирских перевозок между Узбекистаном и Монголией, а также транзитом через их территории в третьи страны.
Уже в начале 2025 года организована и первая пилотная автомобильная перевозка по новому маршруту: осуществлён пробный рейс грузовика по коридору Узбекистан – Кыргызстан – Китай – Монголия, инициированный Министерством транспорта Узбекистана совместно с Торгово-промышленной палатой. Этот пилотный проект продемонстрировал возможность доставки узбекских товаров в Монголию транзитом через соседние страны и открывает отечественным предпринимателям выход на новый рынок.
По оценкам специалистов, новый маршрут позволит увеличить объём перевозок и сократить сроки доставки грузов между странами. Пока Узбекистан, Кыргызстан и Китай соединяет только автомобильная дорога, что ограничивает пропускную способность коридора, однако в перспективе ситуация улучшится с вводом новых инфраструктур.
Авиационное сообщение. Прямое авиасообщение между Ташкентом и Улан-Батором долгое время отсутствовало, и пассажиры были вынуждены летать с пересадками через третьи страны (Москва, Сеул, Стамбул и др.). Рост деловых контактов и туристического интереса побудил правительства решить эту проблему. Во время визита Президента Монголии в июне 2024 года было подписано межправительственное соглашение о воздушном сообщении. Документ создаёт правовые условия для выполнения прямых регулярных рейсов между двумя столицами, а также допускает использование аэропортов Узбекистана и Монголии в качестве транзитных узлов на маршрутах в третьи страны Центральной Азии.
Сразу после подписания соглашения началась проработка конкретных рейсов. Уже в ноябре 2023 года (накануне подписания) вопрос прямого рейса обсуждался между представителями двух стран: отмечалось, что запуск перелётов увеличит транзит пассажиров и позволит нарастить экспорт узбекских овощей и фруктов на монгольский рынок. К началу 2025 года стали известны детали: крупнейшая частная авиакомпания Монголии Hunnu Air объявила о планах открыть прямой рейс Улан-Батор – Ташкент во втором полугодии 2025 года с частотой два раза в неделю. Предполагается использовать современные среднемагистральные самолёты (Embraer 190), достаточные для маршрута протяжённостью около 3000 км.
Железнодорожные связи. Прямого железнодорожного маршрута между Узбекистаном и Монголией не существует, что связано с особенностями сети: две страны разделяют тысячи километров железных дорог, проходящих по территории других государств. Тем не менее, потенциально железнодорожное сообщение возможно по транзитным магистралям. Оба государства используют железнодорожную колею шириной 1520 мм (советский стандарт), что технически облегчает перевозки через Казахстан и Россию.
В контексте растущего сотрудничества стороны проявляют интерес к развитию новых трансконтинентальных ж/д маршрутов, которые могли бы сократить путь. Одним из таких перспективных проектов является строительство железной дороги по маршруту Китай – Кыргызстан – Узбекистан, которое началось в 2023 году. Новая магистраль длиной ~450 км свяжет узбекскую и китайскую железнодорожные сети, значительно сократив путь из Центральной Азии в Восточную Азию.
Рахмонов Сирожиддин, Ведущий специалист Центра по изучению проблем развития транспорта и логистики при Министерстве Транспорта Республики Узбекистан