Укрепление международно-правовых аспектов сотрудничества Центральной и Южной Азии

В последние годы налаживается сотрудничество на межрегиональном уровне между государствами Центральной Азии и Южной Азии. Регион Центральная Азия включает: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Регион Южная Азия включает в себя Афганистан, Бангладеш, Бутан, Индию, Мальдивы, Непал, Пакистан и Шри-Ланку с населением составляющим 40% населения Азии и 22% населения мира.
В плане укрепления сотрудничества между двумя регионами следует отметить такой важный аспект, как исторический который, ассоциируется с древними торговыми маршрутами Великого шелкового пути, имевшие место, начиная с III веке до н.э.
Узбекистан проводя свою активную внешнюю политику в рамках международных организации, особенно в последнее десятилетие активно выступает с международно-договорными инициативами с трибуны ООН. Так, например Генеральная Ассамблея единогласно одобрила 11 июля 2022 года резолюцию 76/295 «Об укреплении взаимосвязанности между Центральной и Южной Азией», инициированную Узбекистаном в соавторстве с 40 странами, среди которых - Азербайджан, Армения, Ангола, Вьетнам, Вануату, Гана, Куба, Казахстан, Кыргызстан, КНР, Кот-д'Ивуар, Катар, Египет, Иран, Непал, Малайзию, Монголия, Марокко, Пакистан, Россия, Сенегал, Таджикистан, Турция, Туркменистан, Шри-Ланка, Филиппины и другие.
По своей структуре резолюция «Об укреплении взаимосвязанности между Центральной и Южной Азией», состоит из вводной части и 17 пунктов. В вводной части говорится, что Генеральная Ассамблея руководствуется положениями Устава ООН, закрепляющим поощрение и принятие мер по налаживанию регионального сотрудничества,
подтверждая свою резолюцию 70/1 «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» от 25 сентября 2015 года, направленные для полного осуществления Повестки дня к 2030 году,
подтверждая также приверженность ускорению реализации коллективных экономических, социальных и экологических решений и достижения целей в области устойчивого развития в рамках десятилетия действий,
отмечая проведение международной конференции на тему «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности», состоявшейся в Ташкенте,
подчеркивая важность укрепления сотрудничества для осуществления Венской декларации и Венской программы действий для развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, на десятилетие 2014–2024 годов, которые основаны на установлении новых, более прочных партнерских отношений между этими странами и странами транзита и их партнерами по процессу развития на всех уровнях,
напоминая о первой Глобальной конференции Организации Объединенных Наций по устойчивому транспорту, состоявшейся в Ашхабаде, в ноябре 2016 года, и второй Глобальной конференции Организации Объединенных Наций по устойчивому транспорту, состоявшейся в Пекине, в октябре 2021 года,
учитывая, что качественные, надежные, устойчивые и жизнеспособные связи, основанные на стабильности...,
отмечая важность транспортных и транзитных коридоров для ускорения экономического роста, повышения эффективности торговоэкономических связей между странами Центральной и Южной Азии и реализации их уникального транспортного, транзитного и инвестиционного потенциала,
подчеркивая важность всестороннего и поступательного развития связей между Центральной и Южной Азией в областях, представляющих взаимный интерес, на основе взаимного доверия и максимальной пользы для всех, в духе глобальной солидарности и во имя общего будущего нынешнего и грядущих поколений...,
признавая важную роль региональных организаций в укреплении межрегиональных и внутрирегиональных связей...,
учитывая важность сотрудничества между Центральной и Южной Азией...
Резолюция подтверждает, что региональное сотрудничество является одной из эффективных форм многосторонности и международного сотрудничества, в создании безопасных, недорогих, доступных и устойчивых транспортных сетей, также устойчивым к неожиданным чрезвычайным ситуациям, важность эффективного пограничного контроля для развития связей между странами расширения инфраструктуры транспорта и информационно-коммуникационных технологий и формирования новых международных транспортных коридоров, важность потенциальной роли Афганистана в установлении связей между Центральной и Южной Азией, а также смешанных перевозок для связей между Центральной и Южной Азией, необходимость развития сотрудничества между органами гражданской авиации для расширения региональных связей и экономического сотрудничества, принимает к сведению доклад Генерального секретаря под названием «Дорожная карта по цифровому сотрудничеству», вклад взаимного обмена и обучения через опыт взаимодействия между Центральной и Южной Азией в изучении, сохранении и укреплении их материального и нематериального культурного наследия, формирования потенциальных туристических маршрутов, усилия Центральной и Южной Азии по дальнейшему укреплению отношений между регионами и их народами, в том числе в области образования, науки и техники, инноваций, туризма, культуры, искусства и спорта, важность энергетических связей между Центральной и Южной Азией, обмен опытом на добровольных и взаимосогласованных условиях между Центральной и Южной Азией для содействия устойчивому развитию, в том числе посредством предоставления доступа к технологиям получения чистой энергии, приверженности повышению роли устойчивого транспорта в создании рабочих мест, повышение потенциала региональной экономической интеграции и взаимосвязанности, предлагает государствам-членам объединить их усилия в борьбе с общими вызовами и угрозами стабильности и безопасности в Центральной и Южной Азии.
С целью выполнения вышеназванных задач Узбекистан прежде всего проводит активную внешнюю политику не только в Цетральноазиатском регионе, но и активно сотрудничает в рамках СНГ, ШОС, а также с Европейским Союзом, ООН и её структурными подразделениями.
Активно ведется работа и на двустороннем уровне, и прежде всего с соседними граничащими странами с целью обеспечения региональной стабильности и безопасности.
Правовой основой для реализации первоочередных задач внешнеполитической деятельности Узбекистана являются выполнение принятых международных обязательств, Конституция Республики Узбекистан и другие нормативно-правовые документы, которые направлены на:
формирование максимально благоприятных внешнеполитических условий для эффективной реализации проводимых в стране демократических реформ и динамичных процессов модернизации общества и экономики;
сохранение и укрепление мира и стабильности в Центральной Азии, превращение региона в зону безопасности и устойчивого развития;
формирование сбалансированной многоплановой системы стратегического партнерства с ведущими государствами мира и международными организациями;
продвижение международных инициатив Узбекистана по важнейшим направлениям региональной и международной политики;
содействие в увеличении объема экспорта отечественной продукции и расширении его географии;
активное содействие привлечению прямых иностранных инвестиций и передовых технологий в приоритетные отрасли национальной экономики;
содействие привлечению иностранных туристов и развитию туристской инфраструктуры республики;
оказание содействие в расширении и углублении сотрудничества в сфере транспорта и транзита, развитии международных транспортных коммуникаций и логистической инфраструктуры;
обеспечение всесторонней защиты прав и интересов граждан и юридических лиц Республики Узбекистан за пределами республики;
укрепление связей с соотечественниками, проживающими за рубежом.
Важными правовыми источниками и международно-договорными инициативами являются выступления Президента Республики Узбекистан на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. Так, выступая на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 19 сентября 2017 года. Глава государства отмечал, что мирная и экономически процветающая Центральная Азия является важнейшей целью и ключевой задачей для Узбекистана.
С этой целью по инициативе Президента Республики Узбекистан и под эгидой ООН была проведена Международная конференция высокого уровня «Центральная Азия: одно прошлое и общее будущее, сотрудничество ради устойчивого развития и взаимного процветания», которая состоялась в Самарканде 10-11 ноября 2017 года. Успешное проведение этой конференции послужило основой для последующего единогласного принятия специальной резолюции Генеральной Ассамблеей ООН 22 июня 2018 года направленной на «Укрепление регионального и международного сотрудничества по обеспечению мира, стабильности и устойчивого развития в Центральноазиатском регионе».
В выступлении на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 23 сентября 2020 года глава государства обратил особое внимание на то, что в регионе Центральной Азии происходят фундаментальные изменения, и удалось создать атмосферу добрососедства, взаимного доверия, дружбы и уважения между странами региона.
На 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 19 сентября 2023 года Президент Республики Узбекистан выразил уверенность, что при поддержке мирового сообщества Центральная Азия продолжит идти по пути консолидации. Превращение ее в мирный и процветающий регион будет оставаться приоритетной целью внешней политики Узбекистана.
Следует отметить, что в первый год своего пребывания на посту Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёев, произвел кардинальные изменения, посетив более десятка стран и руководя важными новыми политическими инициативами. Это стало сильным стимулом для развития и решения региональных проблем в странах Центральной Азии.
В последние годы, страны Центральной Азии уделяют особое внимание межрегиональному сотрудничеству, включая сотрудничество со странами Южной Азией, что также является одним из ключевых факторов обеспечения безопасности.
В плане вышесказанного важной составляющей внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан являются вопросы регионального сотрудничества и прежде всего усилия по объединению сил направленных на поддержку стабильности, безопасности и восстановления в Афганистане.
В связи с этим Узбекистан активизировал свою деятельность в решении афганской проблемы. Так, в 2018 году по инициативе главы государства была проведена международная конференция «Мирный процесс, сотрудничество в сфере безопасности и региональное сотрудничество» по результатам которой была принята Ташкентская декларация, в которой впервые был достигнут общий консенсус относительно необходимости политического урегулирования ситуации в Афганистане.
Относительно сотрудничества со странами Южной Азии заметным событием стала международная конференция высокого уровня «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности», состоявшаяся 15-16 июля 2021 года, которая внесла значительный вклад в международные усилия по содействию достижению мира в Афганистане. Организация конференции высокого уровня явилась шагом в направлении укрепления региональной взаимосвязанности и обсуждения вызовов и возможностей, связанных с ситуацией в Афганистане.
В работе конференции приняли участие Президент Афганистана Ашраф Гани, Премьер-министр Пакистана Имран Хан, министры иностранных дел и высокие представители стран Центральной и Южной Азии, других зарубежных государств, руководители авторитетных международных и региональных организаций, глобальных финансовых институтов и компаний, ведущих научно-исследовательских и аналитических центров.
Мероприятие посетили в общей сложности более 250 делегатов из более чем 40 стран и международных организаций. Для освещения события в Ташкент прибыли около 90 представителей СМИ.
Основная цель форума - укрепление исторически тесных и дружественных связей, доверия и добрососедства между государствами Центральной и Южной Азии в интересах всех народов и стран обоих регионов.
В своем видеообращении в ходе конференции Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш заявил, что региональное сотрудничество между странами Центральной и Южной Азии крайне важно для поддержания мира и стабильности в Афганистане.
Генеральный секретарь ООН выразил благодарность Президенту Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёеву за инициативу проведения форума. «Связи играют главную роль в вопросах торговли, экономического роста и устойчивого развития», - подчеркнул глава ООН. «Но речь идет не только об экономике, - добавил он. - Связи укрепляют региональное сотрудничество и способствуют дружественным отношениям между соседями - близкими и дальними».
Сегодня, по словам Генерального секретаря ООН, региональная взаимосвязь между странами Центральной и Южной Азии важна как никогда - только так государства региона могут поддержать мир и стабильность в Афганистане.
Ситуация в Афганистане ухудшилась. Только с января 2021 года свои дома покинули примерно 270 тысяч афганцев. К настоящему времени общее число внутренних беженцев в стране превысило 3,5 миллиона.
Генеральный секретарь ООН призвал все международное сообщество объединить усилия для достижения мира в регионе. «Давайте работать сообща, чтобы все могли оценить, насколько выгоден мир, а сама перспектива укрепления связей в регионе могла бы стать противовесом угрозе дальнейшего ухудшения ситуации в Афганистане. Сегодняшняя конференция - это важный шаг в этом направлении».
Международная конференция высокого уровня «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности» призвана сформировать политическую и экспертную площадку для многостороннего обсуждения модели взаимовыгодной стратегической связки «Центральная Азия — Южная Азия» в транспортно-логистической, энергетической, торговой, производственной, инвестиционной, технологической и культурно-гуманитарной сферах.
В ходе пленарного и секционных заседаний участники форума обсудили возможности продвижения инициатив, направленных на развитие торгово-экономического, транспортно-коммуникационного и культурно-гуманитарного сотрудничества в контексте дальнейшего углубления региональной взаимосвязанности.
Участники конференции договорились разработать проект специальной резолюции Генассамблеи ООН об укреплении взаимосвязанности между Центральной и Южной Азией.
Конференцию открыл своим выступлением Президент Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёев.
По его словам, расположенные на перекрестке дорог Великого шелкового пути Центральная и Южная Азия в течение многих веков тесно взаимодействовали друг с другом в различных аспектах. «Народы этих регионов неоднократно находились в рамках общих государственных образований, а также общего политического, экономического и гуманитарного пространства. Центральная и Южная Азия всегда были связаны надежными торговыми артериями, являлись мостом для стран Ближнего Востока, Европы и Китая». Многие века благодаря тесным связям между народами и распространению различных религий, уникальных народных традиций сформировалась многообразная и богатейшая культура Востока.
Президент упомянул также, что, к сожалению, в ХIХ веке в силу исторических обстоятельств взаимосвязанность двух сопредельных регионов была нарушена. «Негативные последствия этого мы ощущаем и в настоящее время - отсутствуют эффективные трансграничные маршруты, слабо развиты торгово-экономические связи, а также не в полной мере задействован потенциал культурно-гуманитарных отношений», - сказал президент.
Современный мир готов к глобальным геополитическим трансформациям, которые предлагают новые возможности. Возрождение взаимных связей Центральной и Южной Азии, где сегодня проживают около двух миллиардов человек, становится более востребованным и объективным процессом.
«Мы осознаем, что взаимосвязанность, сотрудничество, диалог и самое главное - доверие являются движущей силой для обеспечения стабильности и устойчивого развития, повышения уровня жизни и благополучия народов наших регионов».
Глава государства подчеркнул, что для государств обоих регионов важно как укрепление мира, доверия и добрососедства, так и выстраивание открытой и конструктивной политики.
Формирование устойчивых торгово-экономических и транспортно-коммуникационных связей должно стать основным драйвером дальнейшего развития всего обширного региона на долгосрочную перспективу.
«Мы испытываем объективную потребность в укреплении нашего сотрудничества посредством цифровизации экономик, развития электронной торговли и внедрения новаций».
Одним из ключевых звеньев практической взаимосвязанности Центральной и Южной Азии является Исламская Республика Афганистан. Межрегиональное партнерство должно стать важным фактором установления мира и стабильности, возрождения экономики в этой стране. Это откроет новые перспективы для интеграции Афганистана в общерегиональные процессы.
По словам президента, одним из главных условий устойчивого развития регионов и укрепления партнерства являются безопасность и стабильность, и обеспечить это можно лишь путем конструктивного диалога и совместными усилиями.
Одной из приоритетных задач также является формирование благоприятных условий для развития торгово-экономических связей и роста взаимных инвестиций, выработки мер для свободного движения товаров и услуг, формирования развитой системы транспортных коммуникаций и энергетической инфраструктуры.
Выдвинуто предложение создания современной, эффективной и безопасной транспортно-логистической инфраструктуры в Центральной и Южной Азии. Ключевым элементом, по мнению президента, станет железная дорога Термез - Мазари-Шариф - Кабул - Пешавар, проект строительства которой уже получил широкую поддержку, в том числе со стороны ведущих международных финансовых институтов. Этот проект, по примеру созданного международного транспортного коридора «Север — Юг», который уже связывает Индию со странами Центральной Азии, позволит в полной мере реализовать транзитный потенциал двух регионов, сформировать кратчайший маршрут, значительно сократить сроки и издержки на транспортировку грузов между Южной Азией и Европой через Центральную Азию и страны Содружества Независимых Государств. Перспективным является и проект строительства трансафганского железнодорожного коридора.
Локомотивом экономического сотрудничества станет внедрение новых цифровых платформ.
По заявлению президента, совместно нужно искать и пути для обеспечения продовольственной безопасности в обширном регионе, связанной с ростом цен на основные продукты питания и их нехватку.
Президент считает, что сообща можно более эффективно противостоять терроризму, экстремизму, транснациональной преступности, в том числе в киберпространстве. Он выдвинул предложение разработать Совместный антинаркотический план действий с участием Управления ООН по наркотикам и преступности.
Особого внимания требуют вопросы экологии и стимулирования «зеленого» развития. Проблема высыхания Аральского моря все больше приобретает планетарный характер. Нужно принять все возможные меры по смягчению последствий и предупреждению подобных природных катастроф в будущем.
Уникальный туристический потенциал Центральной и Южной Азии полностью не раскрыт. Было выдвинуто предложение разработать в рамках Всемирной туристической организации Программу по Центральной и Южной Азии, которая будет направлена на популяризацию исторического и культурного наследия народов регионов.
Кроме экономических аспектов, расширение научных и культурно-гуманитарных обменов является одним из важных условий укрепления дружбы и доверия.
Президент считает, что необходимо поощрять проведение совместных исследований и инновационных работ, организацию научных и учебных стажировок, программ обмена опытом.
Центральная Азия находится на «стыке» Европы и Азии. На юге она граничит с Афганистаном. Через территорию Центральной Азии когда-то проходил Великий шелковый путь. Находясь по соседству с Европой, этот регион сегодня играет все более важную геополитическую роль.
В июле 2022 года в Ташкенте состоялась Международная конференция «Афганистан: безопасность и экономическое развитие». В мероприятии приняли участие специальные представители из более чем 20 государств Центральной и Южной Азии, Европы, Америки, Ближнего и Среднего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона, а также представители международных и региональных организаций, включая ООН, Евросоюз, ФАО, Организацию экономического сотрудничества, Организацию исламского сотрудничества и Шанхайскую организацию сотрудничества.
Конференция имело целью обсуждение и координацию международных подходов к обеспечению безопасности, восстановлению и экономическому развитию Афганистана. Узбекистан оказывает гуманитарную помощь народу Афганистана.
В последние годы Узбекистаном были запущены крупные инфраструктурные проекты в Афганистане, такие как - строительство линии электропередачи «Сурхан-Пули-Хумри», строительство железной дороги «Термез - Мазари-Шариф - Кабул - Пешавар» и др.
В последние годы активизировались отношения государств Центральной и Южной Азии направленных на расширение торговых и транспортно-транзитных взаимосвязей, которые экономически выгодны для регионов с выходом их в Китай, Индию и Пакистан, и другие регионы.
Государства Центральной Азии развивают традиционные торгово-экономическое сотрудничество с Индией, участвуя в реализации ее программ «Новый Шелковый путь индийской внешней политики» и «Объединяя Центральную Азию» с выходом к Индийскому океану. Такое сотрудничество позволяет расширить региональную взаимосвязанность и открытие новых транспортных коридоров по взаимодействию с Японией (диалог «Центральной Азии плюс Япония»), Южной Кореей («Евразийская инициатива»), мусульманскими государствами – Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, ОАЭ.
Расширение ЕАЭС за счет Узбекистана и Таджикистана позволит странам региона расширить возможности к другим важным континентальным транспортным узлам с выходом к морским путям России, Китая, Ближнего и Среднего Востока и Еврепейского Союза.
Государства Центральной Азии также заинтересованы в проектах межгосударственных железнодорожных коридоров Россия – Казахстан – Узбекистан – Туркмения – Иран – Оман – Индия; Узбекистан – Кыргызстан – Таджикистан – Афганистан – Пакистан – Китай, что открывает возможности в южном направлении.
В перспективе проработка и реализация государствами Центральной Азии строительства железнодорожной магистрали Андижан – Ош – Иркештам, обеспечивающей ближайший сухопутный доступ к рынкам Китая.
Перспективным является выход Узбекистана через туркменские порты в Каспийское море, далее через железнодорожный и автомобильный мосты Туркменабад-Фараб через Амударью по транспортно-транзитному маршруту Узбекистан – Туркменистан – Иран – Оман.
Важным транзитным потенциалом для государств Центральной и Южной Азии является строительство железной дороги через Россию – Центральную Азию – Афганистан – Китай – Иран с последующим установлением транспортно-экономических связей с Индией, Ираком и другими странами.
Государствам Центральной Азии и в дальнейшем необходимо обеспечить опережающее развитие транспортной инфраструктуры с целью привлечения средств с международного рынка капитала к созданию общей логистической системы TRASEKA (восстановление Великого шелкового пути), обеспечивающей новые выходы на ближневосточный и мировой рынки.
В стратегическом плане основными направлениями регионального взаимодействия и координации Центральной и Южной Азии являются:
углубление геоэкономического взаимодействия в целях обеспечения безопасности и стабильности в регионе;
развитие торгово-экономических связей и создание благоприятных условий для роста товарооборота и укрепления кооперации;
расширение коммуникационных связей, транзитных возможностей и транспортной инфраструктуры, эффективное использование логистического и туристического потенциала региона;
выработка единой транспортной стратегии и устойчивых долгосрочных механизмов взаимовыгодного сотрудничества с учетом интересов и потребностей всех государств региона;
координация усилий по внедрению цифровых платформ в сфере международной торговли, таможенного регулирования и транспорта, банковско-финансовой деятельности, здравоохранения, образования, науки и культуры;
совершенствование регулярного механизма взаимных региональных консультаций для выработки единых позиций во все более глобализирующемся мире.
Поэтому важно развивать экономическое взаимодействие, усиливая внутреннюю солидарность Центральной и Южной Азии, не в ущерб сложившимся отношениям стран Центральной Азии с Россией, Китаем и другими региональными и мировыми державами.
Хакимов Равшан,
доктор юридических наук,
главный научный сотрудник
Института государства и права
АН Республики Узбекистан
ngo_uzail@mail.ru