Узбекистан на пути развития сильной социальной политики
В нашей стране уделяется особое внимание проведению эффективной социальной защиты в соответствии с динамикой осуществляемых социально-экономических реформ. В обновленной Конституции Узбекистан впервые был провозглашен «социальным государством». За последние годы объем социальной помощи населению увеличился в 5 раз, и более 2 миллионов семей были охвачены этими программами социальной защиты.
С целью реализации принципов «социального государства», обеспечения прав и интересов граждан в сфере социальной защиты, значительного повышения качества социальных услуг и внедрения новой системы управления на основе передовых международных стандартов, при Президенте Республики Узбекистан было создано Национальное агентство социальной защиты.
С первых дней своей работы агентство систематически совершенствует законодательную базу, формируя прочную основу для сильной социальной политики. В частности, с 1 июня 2023 года по февраль 2024 года были приняты 21 нормативно-правовой акт, включая 2 закона Республики Узбекистан, 3 указа Президента и 5 постановлений, а также 11 постановлений Кабинета Министров.
Осуществление социальной политики на уровне махалли:
В целях обеспечения исполнения принятых нормативно-правовых актов, а также предоставления государственных социальных услуг и помощи на уровне махалли, в 208 районах (городах) были созданы Центры социальных услуг Инсон (далее — Центры Инсон).
В этих центрах усовершенствована деятельность социальных работников и их ассистентов. Социальные работники закреплены за каждой махаллой по принципу «регион — участок — махалла», с учетом количества семей и групп населения, нуждающихся в социальной защите.
Для систематического повышения квалификации социальных работников и их ассистентов, Центр повышения квалификации работников системы социальной защиты запустил онлайн образовательную платформу E-learning. Данная платформа и образовательные программы для повышения квалификации работников социальной защиты разработаны в сотрудничестве с международными организациями UNICEF, UNFPA, Syracuse University (США) и Национальным университетом Узбекистана имени Мирзо Улугбека.
Виды социальных услуг, предоставляемых Центрами Инсон и социальными работниками, были расширены на 23 пункта и достигли 49 услуг, а количество услуг, предоставляемых по заявлению, увеличилось на 9, до 18.
В целях цифровизации сектора социальной защиты была запущена «Единая национальная система социальной защиты», включающая в себя электронный модуль E-case для обработки 74 видов данных из 29 министерств и ведомств.
На уровне махалли была создана система предоставления социальных услуг и помощи для 12 категорий семей, нуждающихся в социальной защите.
С помощью электронного модуля E-case были открыты кейсы для изучения жизненных ситуаций 14 926 нуждающихся семей на основе комплексного подхода. Социальные работники, обходя дома, провели первичную оценку потребностей 12 841 семьи и комплексную оценку потребностей 1 811 семей.
В рамках индивидуальных планов, разработанных для каждой семьи, было сформировано в общей сложности 86 540 социальных услуг и видов помощи (социальной, юридической, психологической, профессиональной и др.).
Улучшение уровня жизни нуждающегося населения и предоставление социальной помощи:
В 2021 году в Узбекистане впервые были установлены правовые основы понятия бедности. Согласно им, были определены минимальные социальные стандарты для населения и черта бедности, что позволило определить уровень бедности в республике. С 2021 года для малообеспеченных семей была полностью внедрена система автоматического назначения социальных пособий через Единый реестр социальной защиты.
В этой системе электронно обрабатываются 56 видов данных из информационных систем 16 министерств и ведомств, что позволяет обеспечить прозрачность работы системы.
С сентября 2023 года через информационную систему «Единый реестр социальной защиты» внедрена проактивная система назначения и выплаты пособий по беременности и родам для женщин, занятых в частном секторе.
В августе 2022 года был создан Фонд социального страхования, который начал выплачивать пособия по беременности и родам из своих средств. В 2023 году на расходы фонда из республиканского бюджета было выделено 300 миллиардов сумов.
Кроме того, по решению Президента была введена практика предоставления "начального социально-материального пакета помощи" для содействия социальной адаптации граждан, освободившихся из мест лишения свободы. Помощь, оказываемая Фондом «Саховат ва кўмак», направлена на предотвращение попадания граждан в тяжелое социальное положение и оказание поддержки тем, кто оказался в такой ситуации, через рассмотрение вопроса на уровне махаллинского совета.
Социальная помощь и субсидии направляются с целью вывода населения из состояния бедности, при этом особое внимание уделяется принципам прозрачности, справедливости и социальной справедливости при принятии решений. Ответственность за это возложена на махаллинский совет.
В сфере социальной защиты лиц с инвалидностью также проведен ряд важных мероприятий.
Следует отметить, что 7 июня 2021 года Узбекистан ратифицировал Конвенцию ООН о правах инвалидов. В целях реализации положений этой Конвенции Палаты Олий Мажлиса Узбекистана утвердили Национальный план действий на 2023–2025 годы.
Процессы учета и освидетельствования лиц с инвалидностью в медицинско-социальных экспертных комиссиях были переведены на электронную систему «Медико-социальная экспертиза», и деятельность этих комиссий была цифровизирована. В сотрудничестве с международными экспертами и специалистами, включая представительство Немецкого общества международного сотрудничества (GIZ) в Узбекистане, принимаются меры по внедрению эффективных механизмов определения инвалидности. В частности, разработан порядок, при котором инвалидность будет определяться не по степени ограничения жизнедеятельности, а на основе оценки активности и участия человека в повседневной жизни (функциональности) и состояния его здоровья.
В 2023 году 41 071 нуждающийся был обеспечен 14 627 протезными изделиями и 33 021 реабилитационным средством. В этом году было закуплено 391 современное протезно-ортопедическое изделие (58 протезов на ноги, 146 бедренных протезов и 187 голенных протезов), которые были переданы нуждающимся.
Кроме того, для слабослышащих детей в специализированных учебных заведениях было закуплено 700 современных слуховых аппаратов. Было принято решение о упрощении механизмов обеспечения протезами и реабилитационными средствами в республике.
Согласно этому решению, с 1 мая 2024 года в городе Ташкенте и Самаркандской области, а с 1 августа 2024 года во всех остальных регионах республики была внедрена система обеспечения нуждающихся протезами и реабилитационными средствами через электронную торговлю на основе ваучеров.
Также постановлением Кабинета Министров был утвержден регламент о порядке обеспечения нуждающихся протезно-ортопедическими изделиями и техническими средствами реабилитации, который расширил перечень гарантируемых государством видов протезов и средств реабилитации с 18 до 30 наименований.
Кроме того, размер государственных средств, компенсируемых за приобретение протезных изделий и реабилитационных средств, был увеличен в среднем в три раза, а по некоторым позициям – до десяти раз.
В настоящее время функционируют 12 реабилитационных и протезно-ортопедических центров для лиц с инвалидностью, рассчитанных на 975 мест. Ежегодно в них проходит стационарную бесплатную реабилитацию в среднем 27 тысяч человек с инвалидностью.
В 2023 году 4 468 лиц с инвалидностью были обучены использованию протезных изделий и технических средств реабилитации. Оказаны психологические услуги 15,3 тысячи человек, юридическая помощь и консультации – 6,5 тысячи человек, услуги адаптации к семейной жизни – 15,5 тысячи человек, а также услуги по ориентации в социальном окружении – 12,0 тысячи человек.
Социальная защита женщин:
С сентября 2022 года была введена система выплаты пособий по беременности и родам для женщин, занятых в частном секторе, исходя из размера минимальных потребительских расходов за счет средств бюджета.
Для нуждающихся девушек, поступивших на обучение в государственные высшие учебные заведения на основе базового контракта, потерявших одного или обоих родителей, а также для одиноких женщин без кормильца, была введена система оплаты контрактных взносов за счет средств Совета Министров Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского хокимиятов.
Кроме того, для женщин, обучающихся в магистратуре государственных вузов, была введена система выплаты контрактных взносов за счет средств государственного бюджета, без обязательства их возврата.
В 2023 году из средств государственного бюджета было выплачено 85,1 миллиарда сумов для 14 269 женщин, обучающихся на магистратуре. Для этих целей из государственного бюджета было выделено 200 миллиардов сумов.
Социальная помощь и услуги для нуждающихся в уходе лиц:
Согласно соответствующим постановлениям, были полностью оцифрованы процессы выявления нуждающихся в уходе лиц, оценки их потребностей, определения их категории и включения в соответствующий Реестр. В результате, срок определения нуждаемости и включения в Реестр был сокращен с 41 дня до 5 рабочих дней, а практика сбора и представления документов для проверки со стороны лица была полностью отменена.
Материальная помощь, предоставляемая одиноким пожилым людям и лицам с инвалидностью, была унифицирована. В частности, вместо ежемесячных компенсаций за оплату коммунальных услуг, продуктов питания и товаров личной гигиены, была введена ежемесячная материальная помощь в размере минимальных потребительских расходов для одиноких пожилых людей и лиц с инвалидностью. Деятельность социальных работников-ассистентов, оказывающих услуги по уходу на дому за нуждающимися лицами, была пересмотрена, и введена система оплаты труда по часам. Теперь социальные работники-ассистенты будут получать ежемесячную зарплату за часы, отработанные с нуждающимися в уходе лицами.
Кроме того, для нуждающихся в уходе лиц и их сопровождающих было введено право на бесплатное посещение государственных спортивных мероприятий, театров и музеев. Одиноким или одиноко проживающим лицам с инвалидностью была предоставлена возможность бесплатно заниматься в спортивных секциях на государственных спортивных объектах на основе направлений от Центра Инсон.
Была введена система постоянного мониторинга степени нуждаемости и эффективности предоставляемых услуг для нуждающихся в уходе лиц. Теперь, с момента включения в Реестр, условия проживания нуждающихся лиц будут пересматриваться раз в квартал, а эффективность оказываемых социальных услуг будет оцениваться раз в полгода.
На основании результатов повторной оценки и мониторинга, услуги, предоставляемые нуждающимся в уходе лицам, будут корректироваться. Кроме того, индивидуальные планы социальных услуг для нуждающихся лиц будут автоматически формироваться в информационной системе на основе их потребностей, а выполнение этих планов будет контролироваться через опросы, проводимые социальными работниками и Call-центром Национального агентства социальной защиты.
Следует отметить, что 1-2 мая текущего года в Узэкспоцентре была организована первая республиканская выставка продукции, произведенной людьми с инвалидностью, под названием Inson uchun (Для человека)
В выставке приняли участие около 200 предпринимателей, предоставляющих рабочие места людям с инвалидностью, включая индивидуальных предпринимателей и ремесленников с инвалидностью. На выставке были представлены мебель, текстиль, обувь, спортивные товары, продукты питания, техника, полиграфия и другие виды продукции.
Выставку посетили около 5 тысяч наших соотечественников и иностранных гостей. Мероприятие освещалось в прямом эфире средствами массовой информации, социальными сетями, известными артистами и блогерами.
В рамках мероприятия было подписано около 900 хозяйственных договоров на сумму 440 миллиардов сумов между министерствами, ведомствами, крупными государственными предприятиями, предпринимателями и предприятиями, где работают люди с инвалидностью.
Кроме того, гости выставки осуществили розничные покупки продукции ремесленников с инвалидностью на сумму 300 миллионов сумов. Также на выставке некоммерческая организация Sharoit plus и 14 компаний организовали трудоустройство для 12 человек с инвалидностью.
Следующие этапы реформ в сфере социальной защиты:
Расширение участия частного сектора, некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества в предоставлении социальных услуг, в частности, услуг одиноким пожилым людям и людям с инвалидностью. Принятие мер для широкого вовлечения некоммерческих организаций и частного сектора в процессы оказания социальных услуг этим категориям.
Модернизация специализированных школ, школ-интернатов, дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных заведений в соответствии с международными стандартами.
Разработка дополнительных критериев для оценки малообеспеченности семей через информационную систему "Единый реестр социальной защиты" и охват всех слоев населения программами социальной защиты.
Повышение эффективности программ социальной защиты и улучшение работы с категориями населения, нуждающимися в социальной защите, через полную цифровизацию системы социальной защиты, что обеспечит её открытость и прозрачность.
Проведение международной конференции высокого уровня на тему «Социальная защита: путь к устойчивому развитию и равенству» под эгидой ООН в Узбекистане в 2025 году для признания международным сообществом реформ, направленных на укрепление социальной защиты в республике.
Разработка стимулирующих механизмов для вовлечения населения в систему социального страхования, что увеличит охват и эффективность гарантированной системы социальной защиты.
Учитывая вышеизложенное, можно утверждать, что реформы и практическая работа, проводимые в Узбекистане на пути развития сильной социальной политики, способствуют внедрению профессиональной системы социальной защиты в республике, обеспечивая социализацию нуждающихся слоев населения и предоставление индивидуальной помощи на уровне махалли для людей, находящихся в сложных жизненных ситуациях.