Борьба с теневой экономикой в Узбекистане
Стратегия развития Нового Узбекистана, разработанная и озвученная Президентом нашей страны предполагает, формирование прогрессивного экономического мировоззрения, построение на основе новых экономических отношений свободного и процветающего общества. Во главу угла всех преобразований и нововведений в экономической сфере ставятся создание равных условий для реализации предпринимательской инициативы населения, построение системы служащей росту благосостояния народа и устойчивому развитию.
В обновлённой Конституции Республики Узбекистан наша страна характеризуется как суверенное, демократическое, правовое, социальное и светское государство. Основным законом закреплена норма о гарантиях со стороны государства по дальнейшему развитию рыночных отношений и созданию необходимых условий для здоровой конкурентной среды.
Одним из наследий предыдущего этапа развития Узбекистана, развивавшегося в условиях высокой степени зарегулированности, является высокая доля ненаблюдаемой, теневой и неформальной экономики. В этой связи в своей предвыборной программе Шавкат Мирзиёев отметил, что доля теневой экономики в сфере торговли и услуг, сельском хозяйстве и строительстве остаётся всё еще высокой и по некоторым оценкам составляет более 50 процентов. Феномен неформальных экономических отношений и теневых сделок не является уникальным явлением для нашей страны и наблюдается повсеместно, а меры по формализации экономики стоят на повестке дня практически во всех странах мира.
По сведениям ЮНКТАД и Международной организации труда ООН около двух третей рабочей силы мира заняты в неформальном секторе. Согласно оценкам Международного валютного фонда в странах среднего и низкого уровня доходов доля теневой экономики составляет около 35 процентов ВВП, а в развитых странах данный показатель равен 15 процентам. По мнению зарубежных экспертов и представителей международных финансовых институтов, снижению доли теневой и неформальной экономики способствуют меры по либерализации экономики, снижению налогового бремени и упрощению регуляторной среды.
В этой связи проводимая в последние годы экономическая политика построения Нового Узбекистана направлена на всемерную поддержку предпринимательской инициативы, создание равных условий для всех участников экономической жизни и развитие рыночной экономики, основанной на принципах открытой и добросовестной конкуренции. Проанализируем основные элементы экономических преобразований последних лет способствующих повышению степени легализации экономической деятельности.
Одним из первых и знаменательных шагов по формированию более благоприятной экономической среды в Узбекистане стали коренные изменения и либерализация валютного регулирования. Переход на свободную конвертацию национальной валюты, создание прозрачной, предсказуемой и стабильной системы валютных операций одномоментно снял все ограничения в этой сфере, создал необходимые условия конвертации иностранной валюты для всех участников валютного рынка, включая население.
Введение в практику системы свободной конвертации искоренил практику фаворитизма и кумовства при осуществлении валютных операций, стало толчком к бурному росту внешнеэкономической и инвестиционной активности, искоренил коррупцию в этой сфере и необоснованное изъятие экспортной валютной выручки на невыгодных для предпринимателей условиях. Этот шаг является проявлением сильной политической воли Руководства страны в его стремлении построить Новый Узбекистан.
Вопреки пессимистическим предсказаниям некоторых представителей экспертного сообщества режим свободной конвертации продолжает практиковаться вот уже на протяжении семи лет, несмотря на сложные геополитические условия, удары пандемии и кризисные явления на всемирном уровне. Как результат глобальные кредитные рейтинги нашей страны улучшаются, экономика растёт устойчиво высокими темпами, сохраняется здоровый платёжный баланс и высокий уровень золотовалютных резервов, а главными бенефициарами данного решения являются широкие слои населения и представители бизнес сообщества.
Наиболее значимыми политическими последствиями данного шага стали укрепление доверия населения, отечественных предпринимателей, иностранных инвесторов и международного финансового сообщества к проводимым в стране глубоким и системным преобразованиям. В экономическом смысле данный шаг позволил стабилизировать и упорядочить валютный рынок, искоренить феномен множественности валютных курсов, дать решительный отпор теневым и незаконным валютным и торговым операциям.
Ещё одним важным изменением в повседневной жизни граждан и предпринимателей явилось внедрение в практику системы электронных платежей и снятие ограничений по использованию наличной и безналичной национальной валюты. Ранее, несмотря на массовую эмиссию пластиковых платежных карт население сталкивалось со сложностями обналичивания законно заработанных денежных средств, количество банковских аппаратов было ограничено и даже небольшое их число не работало.
В дополнение к этому банки, ссылаясь на отсутствие наличной национальной валюты, не обслуживали граждан, а торговые точки не хотели принимать банковские карты для оплаты товаров. В результате это привело к феномену курсовой разницы между наличной и безналичной национальной валюты тем самым заставляя граждан и бизнес совершать незаконные платежные сделки и способствовали росту теневой экономики.
Сегодня ситуация в корне изменилась и пользование банковскими картами стало обыденным делом, проблем с обналичиванием денег не осталось вообще и доверие граждан к национальной валюте сильно укрепилось. Цифровизация и вход в обиход современных платёжных систем и вовсе упростило возможности использования банковских карт и стало одним из факторов снижения незаконных сделок, прозрачности транзакций и снижения доли теневой экономики.
Следующим примером продуманной и далеко идущей политики поддержки частной инициативы, либерализации и формирования конкурентной среды являются реформы в системе налогообложения и налогового администрирования. Сокращение числа и снижение ставок налогов, эффективное использование инструмента налога на добавленную стоимость и нацеленность на разумное формирование справедливой налоговой системы получают высокую оценку и положительный отклик налогоплательщиков.
В результате снижения ставки НДС число плательщиков данного вида налогов превысило 180 тысяч предприятий, причём более половины плательщиков НДС приходится на сферу торговли и сельское хозяйство. Принимаются меры по совершенствованию налогового администрирования, внедрению системы кэшбека и института добросовестного налогоплательщика, что также ведёт к повышению доверия к налоговой политике государства, росту числа добровольных и добросовестных налогоплательщиков.
Кроме того, активное использование цифровых технологий и интегрированных решений дали возможность значительно упростить управление налоговыми процедурами, создать удобства для налогоплательщиков, повысить прозрачность процессов и в итоге собираемость налогов. Следует также отметить, что процесс налогообложения был намного упрощен, стал более понятен населению и бизнесу. Налоговыми органами активно внедряются и эффективно используются современные базы данных и системы оперативной обработки информации, что существенно влияет на качество услуг и корректное начисление налоговых платежей.
В последние годы активно проводятся меры по оснащению субъектов предпринимательства ведущих операции оптовой и розничной торговли онлайн кассовыми аппаратами, использованию электронных счёт-фактур, внедрению системы электронной маркировки продукции. Данные меры ведут к дальнейшей прозрачности и легализации транзакций бизнеса, стремлению бизнес-сообщества к работе в новом правовом поле. В результате выросло количество ответственных налогоплательщиков, что само собой означает значительное сокращение неформальных операций и снижение доли теневой экономики. Как результат реализации подобных мер доля добровольных налогоплательщиков выросла до 96 процентов.
В перспективе предполагается дальнейшее упрощение налоговой системы, формирование налогового поля для создания ещё более благоприятного делового климата. В предстоящие семь лет для создания предсказуемой бизнес-среды и инвестиционного климата предполагается обеспечить неизменность налоговой нагрузки, проводить меры по совершенствованию более эффективной системы налогового администрирования и сотрудничеству с бизнес-сообществом. Это естественно приведёт к стимулированию предпринимательской активности, притоку инвестиций и станет дополнительным источником экономического роста в стране.
Цифровизация и открытость при проведении государственных закупок, выделение гарантированных квот по государственным закупкам для предприятий малого и среднего бизнеса, изменения правил проведения тендеров являются шагами одним из последствий, которых является снижение доли теневой экономики. Это также в значительной мере способствует улучшению предпринимательской среды и укреплению доверия к проводимым преобразованиям в стране. Открытый и свободный доступ к системе государственных закупок и участию в инвестиционных проектах через онлайн аукционы, меры по поощрению и поддержке государственно-частного партнёрства способствуют снижению коррупции и становятся эффективными инструментами в борьбе с теневой экономикой и сомнительных с точки зрения закона сделок.
В целях упрощения правил и условий ведения бизнеса в стране последовательно ведётся работа по пересмотру порядка лицензирования и упрощения разрешительных процедур. Цифровизация экономики позволила значительно сузить человеческий фактор при принятии решений по выдаче лицензий и разрешений. Сегодня многие вопросы решаются дистанционно либо по принципу единого окна посредством центров услуг, которые пользуются большой популярностью среди населения и предпринимателей.
Касательно самих лицензий и всякого рода разрешений то в последнее время на основе критического анализа проводится целенаправленная работа по оценке их целесообразности. Можно сказать, что в этой сфере произошла настоящая революция, в результате чего в короткие сроки было сокращено около ста лицензий и разрешений. Это на наш взгляд является дополнительным стимулом для легализации целого ряда видов деятельности, дальнейшему сокращению сомнительных операций и стремлению работы бизнеса «в белую».
Нарушения таможенного законодательства, контрабанда и избегание от таможенных платежей во всех странах приводят к незаконному обороту товаров и росту теневых сделок. В этой связи в нашей стране в результате либерализации процедур таможенного надзора 76 процентов импортных и 86 процентов контрактов экспортных товаров проходят по упрощенной схеме таможенных процедур. В последние годы органами таможни упразднены более десяти разрешений.
Внедряется система выборочных проверок на таможенных постах, повышается степень автоматизации грузовых деклараций значительно снижающих влияние человеческого фактора. В настоящее время уровень автоматизации грузовых деклараций экспортных операций составляет 85 процентов, в результате чего общее время оформления экспортных контрактов сократилось почти в пять раз.
Вышеуказанные меры оказывают положительное воздействие на снижение теневой экономики посредством снижения нарушений таможенного законодательства, незаконного ввоза и вывоза товарно-материальных ценностей. А либерализация таможенной практики и упрощение этих процедур снижают случаи незаконных действий со стороны граждан и представителей бизнес сообщества.
Эффективным методом борьбы с теневой экономикой является легализация теневой занятости. Только лишь посредством снижения налогового бремени и упрощения процедур в 2019 году было легализовано около миллиона рабочих мест. В целях дальнейшего снижения доли неформальной занятости в практику внедряются новые и удобные для пользователей мобильные приложения портала электронных налоговых услуг, которые дают возможность дистанционной регистрации само занятых и осуществления ими сравнительно небольших налоговых платежей. Только лишь этот шаг позволил более чем 350 тысячам граждан получить законный статус само занятого и на добровольной основе эта часть населения перешла из категории неофициально занятых в законно занятую часть населения.
Ещё одним шагом по снижению неформальной занятости и уровня теневой экономики стало решение разрешающее получать полный размер пенсии занятого населения в пенсионном возрасте. Данный шаг получил поддержку пожилых слоёв населения, позволив желающих трудиться пенсионерам, легально оформляться на работу не теряя часть законно начисленных пенсионных выплат. Это привело к снижению количества незаконно оформленных трудовых договоров и фиктивных сделок на рынке труда, позволив тем самым обеспечить соблюдение требований трудового законодательства для работающих пенсионеров.
Современный этап реформирования экономики страны отличается продуманностью, последовательностью и системностью проводимых преобразований. Цель на построение устойчиво функционирующей экономической системы основанной на рыночных принципах и эффективно интегрированной в мирохозяйственные связи предполагает улучшение делового климата и повышение инвестиционной привлекательности страны.
Основным драйвером обеспечения устойчиво высоких темпов экономического роста, модернизации производства, обновления производственной базы и укрепления экспортного потенциала страны является отечественное предпринимательство. В последние годы осуществлены широкомасштабные реформы по поддержке предпринимательской инициативы, формированию класса современных собственников и обеспечению гарантий прав собственности.
Приведём несколько цифр – по состоянию на 1 июля 2023 года в стране количество зарегистрированных предприятий превысило 668 тысяч, что на 71 процент выше показателя 2019 года за аналогичный период. В тоже время число действующих предприятий по итогам первого полугодия текущего года составило более 477 тысяч или превысило показатель 2019 года на 28 процентов.
Анализируя уровень деловой активности субъектов предпринимательства можно увидеть картину при которой основную массу действующих предприятий частного бизнеса составляют субъекты созданные в течении последних пяти лет. Их доля от общего количества действующих в первом полугодии 2023 года составила 87 процентов и выросла по сравнению с 2019 годом на 6 процентов. Причём следует отметить, что число предприятий функционирующих на протяжении 3-5 лет показало наивысший рост на уровне 2,8 раз. Это является прямым индикатором стабильности экономики, улучшения делового климата, роста доверия к проводимым реформам и желании бизнеса работать открыто и в легальном поле.
Одним из показателей растущего доверия частного сектора к проводимым экономическим реформам и либерализации экономики является динамика развития малого предпринимательства. По результатам первого полугодия текущего года в стране действовало более 411 тысяч малых предприятий и микро фирм. Доля данного сектора экономики в ВВП составила около 49 процентов, промышленной продукции 26 процентов, в производстве сельскохозяйственной продукции, лесном хозяйстве и рыболовстве более 97 процентов, строительстве 77 процентов, розничной торговле 82 и услугах 47 процентов.
Доверие к проводимым реформам и неизменности курса на либерализацию экономики и всемерной поддержки предпринимательской инициативы стимулируют инвестиционную активность сектора малого предпринимательства. Так, по сравнению с показателями первого полугодия 2019 года за аналогичный период текущего года инвестиции предприятий малого предпринимательства выросли в абсолютном выражении в 2,1 раза.
Либерализация внешнеторговой деятельности, реализация мер по поддержке экспортёров позволили довести экспортные показатели малого предпринимательства до более четверти (28%) от общего объёма экспорта страны. Только за один год доля малого предпринимательства в экспорте страны возросла на 5 процентов. Новая валютная политика и обеспечение беспрепятственного доступа малого предпринимательства к конвертации собственных средств позволили довести его долю в общем объёме импорта до 47 процентов. При этом следует отметить, что в последнее время доля малого предпринимательства в экспорте динамично растёт, а в импорте падает существенными темпами.
При оценке масштабов и мер по уменьшению доли теневой экономики, выработке эффективных мер по дальнейшей либерализации экономической политики, поддержке предпринимательства и улучшению делового климата в нашей стране ведётся постоянный диалог с зарубежным экспертным сообществом и представителями международных организаций. Традицией становится проведение инвестиционных форумов и встреч с деловыми кругами, где на открытой и доверительной основе обсуждаются вопросы по упрощению бизнес процедур и созданий более благоприятных условий для ведения бизнеса.
Важную роль по оценке проводимых реформ, формированию привлекательного инвестиционного и делового климата, мерам по противодействии коррупции и снижению уровня теневой экономики играет Совет иностранных инвесторов при главе нашего государства. Членами Совета являются руководители ведущих зарубежных компаний и банков, представители международных финансовых институтов. Проведение открытого и конструктивного диалога на заседаниях Совета даёт возможность эффективному определению ключевых препятствий для привлечения инвестиций и работы инвесторов, разработка рекомендаций по изменениям регуляторной среды.
Кроме привлечения к решению вопросов снижения теневой экономики и упрощения ведения бизнеса в стране имеются различные площадки для открытого обсуждения имеющихся проблем и выработки эффективных путей их решения. Для откровенного обсуждения состояния деловой среды в последние годы практикуется проведение открытого диалога с Президентом страны. Проведение подобных встреч позволяет получать обратную связь от предпринимателей о бизнес среде в стране и является важным инструментов в формировании повестки реформ для решения проблем на пути развития предпринимательства.
Одним из косвенных свидетельств сокращения уровня теневой экономики является изменение индикатора “Doing business” разрабатываемого Всемирным Банком. Данный индекс характеризует уровень благоприятности условий для ведения предпринимательской деятельности. Так, Узбекистан за сравнительно короткий отрезок времени смог подняться с 87 до 69 места среди 190 стран, по которым были подготовлены данные. Это также является косвенным доказательством того что проводимые в последние годы широкомасштабные реформы по поддержке предпринимательства и улучшению делового климата оказывают положительное влияние на снижение доли теневой экономики.
Результаты последнего ежемесячного опроса состояния делового климата, проводимого Центром экономических исследований и реформ, показали, что сводный индикатор деловой среды в июле текущего года показал заметный рост. По результатам опроса наблюдалось улучшение деловой среды в аграрном и секторе услуг. Вместе с тем, по мнению бизнес сообщества перспективы развития продолжают улучшаться, а препятствия в ведении бизнеса уменьшаются. Это на наш взгляд также является показателями прогрессивных изменений в нашей стране, отражающих изменение менталитета представителей бизнес сообщества работать легально.
В настоящее время идёт процесс завершения подготовки вынесенной на общественное обсуждение «Стратегии Узбекистан 2030», которая должна стать программным документом реализации предвыборной программы избранного Президента страны Ш.М.Мирзиёева. Стратегией предполагается проведение мер долгосрочного характера по продолжению политики либерализации, снижению налогового бремени, дальнейшему сокращению разрешительных процедур, упрощению ведения бизнеса и в конечном итоге существенному улучшению деловой среды.
В проекте Стратегии предполагается выработка очередного пакета комплексных мер по поддержке добросовестных предпринимателей ведущих свою деятельность согласно букве закона, а также поощрение лиц узаконивших свою деятельность и вышедших из «тени». Также будут шире задействованы институт общественного контроля и возможности средств массовой информации по сокращению теневой экономики и расширению налоговой базы посредством справедливого налогообложения.
Таким образом, стратегическая задача по вхождению Узбекистана в число государств с доходом на душу населения выше среднего будет решаться в условиях, когда официально зарегистрированная предпринимательская деятельность станет предпочтительнее и выгоднее, чем нелегальная. С уверенностью можно сказать, что все эти меры в конечном итоге приведут к стремлению растущего числа участников бизнес сообщества и граждан вести предпринимательскую активность в правовом поле с последующим существенным сокращением доли теневой экономики.
Дурбек Ахмедов,
депутат Законодательной Палаты
Олий Мажлиса Республики Узбекистан,
доктор экономических наук, профессор