КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ БЛАГОПРИЯТНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО И ДЕЛОВОГО КЛИМАТА В УЗБЕКИСТАНЕ
Первое, что интересует любого инвестора, желающего инвестировать в экономику любой страны, – это созданные условия для того, чтобы он мог свободно заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль.
Поэтому все страны стараются обеспечить привлекательные
и благоприятные условия для ведения бизнеса на своей территории.
По данным Министерства инвестиций, промышленности
и торговли Республики Узбекистан за последние несколько лет Узбекистан прошел через ускоренную трансформацию экономики
и все чаще фигурирует в международном сообществе как один из символов открытости, новаторства и решимости в снятии разного рода барьеров для бизнеса и инвестиций.
Вместе с тем, мировая практика и опыт показывают, что проблемы, сдерживающие инвестиционную и инновационную активность бизнеса, уже не могут быть решены простыми инструментами – предоставлением преференций или публикацией новых декларативных норм.
Учитывая тот факт, что инвестиционный климат влияет практически на все сферы деятельности страны, спектр реформ охватил все направления, в том числе экономическое, институциональное, образовательное, здравоохранение, сельское хозяйство, водоснабжение, энергетику, транспорт и другие.
В связи с этим, 30 апреля т.г. проведен референдум по принятию обновленной Конституции. В частности, одним из нововведений закрепляется, что государство обеспечивает благоприятный инвестиционный и деловой климат (статья 67).
Это означает, что государство выступает гарантом
в обеспечении благоприятного инвестиционного и делового климата
в стране.
В декабре прошлого года в Послании Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису и народу Узбекистана указано, что «только в этом году в нашу экономику было привлечено
8 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций.
За последние шесть лет нам удалось увеличить приток инвестиций до уровня, превышающего 30 процентов ВВП.
В следующем году будет привлечено около 30 миллиардов долларов инвестиций, из которых 25 миллиардов долларов – частные инвестиции. В том числе запустим свыше 300 проектов общей стоимостью 8 миллиардов долларов, начнем реализацию еще 40 новых крупных проектов».
Также подчеркнуто, что «начиная с нового года каждый хоким должен будет привлечь в свой район 40-50 миллионов долларов частных инвестиций.
Поэтому отныне государственные инвестиционные программы будут формироваться в разрезе махаллей.
И министры, и хокимы должны четко понять одну истину:
в Узбекистане защитником собственности и инвестиций является не какой-либо хоким или министр, а только Конституция, закон
и суд».
Вместе с этим, главой государства на совещании, посвященном обсуждению вопросов в области инвестиций, экспорта
и международного сотрудничества, подчеркнул, что «благодаря благоприятной деловой среде в нашей стране количество иностранных предприятий за последние годы увеличилось с 5 тысяч до 16 тысяч. Прямые иностранные инвестиции привлекаются практически в каждый район и город.
В продолжение этой работы в текущем году планируется освоить около 11 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций. В регионах будет запущено 12 тысяч новых проектов на сумму 23 миллиарда долларов, в том числе более 3 тысяч крупных и средних производственных мощностей».
За прошедший период сформирована современная инвестиционная законодательная база, обеспечивающая всестороннее регулирование инвестиционной деятельности в стране. В частности, приняты законы «Об инвестиционных и паевых фондах», «Об инвестициях и инвестиционной деятельности», более 100 актов Президента Республики Узбекистан, свыше 300 постановлений Правительства, около 1 тыс. других нормативно-правовых актов.
Кроме того, в отчете Всемирного банка, опубликованного в июне 2022 года, одной из рекомендаций для Национальной стратегии
по прямым иностранным инвестициям с дорожной картой для Узбекистана указано принятие новой инвестиционной стратегии.
В частности, в целях увеличения промышленного
и производственного потенциала республики, широкого внедрения высоких технологий в отрасли экономики, создания новых производственных мощностей, развития экспорта, обеспечения занятости населения и сокращения бедности в регионах путем расширения привлечения прямых иностранных инвестиций, а также системного планирования инвестиций и эффективного управления инвестиционными проектами, принята Инвестиционная программа Республики Узбекистан на 2022 – 2026 годы, предусматривающая освоение иностранных инвестиций в размере 70 миллиардов долларов США в предстоящие пять лет, а также в целях ускоренного развития отраслей экономики республики, расширения
и модернизации производственных мощностей, широкого внедрения современных технологий в сферы промышленности, услуг и сельского хозяйства, увеличения объемов производства экспортоориентированной продукции с высокой добавленной стоимостью, ускорения инвестиционных процессов и активного привлечения прямых иностранных инвестиций в регионы, а также создания высокооплачиваемых рабочих мест и обеспечения занятости населения на местах принята Инвестиционная программа Республики Узбекистан на 2023 – 2025 годы.
Инвестируя в страны, инвестор выбирает надежный рынок, обеспечивающий развитие рыночных отношений с прочной законодательной базой, трактующей все неясности
и противоречия только в пользу его интересов.
В частности, в результате улучшения деловой среды за прошедший год предпринимателями построено более 55 тысяч зданий для бизнеса. Количество хозяйствующих субъектов
с выручкой более 1 миллиона долларов увеличилось на 5 тысяч – до 26 тысяч. Еще тысяча субъектов довели торговый оборот
с 1 миллиона до 10 миллионов долларов, а выручка 220 предприятий достигла 100 миллионов долларов.
В целях совершенствования системы работы с проблемами субъектов предпринимательства посредством цифровых технологий, а также дальнейшего усиления механизмов защиты их прав и законных интересов единый интерактивный портал «business.gov.uz» преобразован в информационный портал «Виртуальный офис предпринимателя», имеющий следующие возможности:
круглосуточный прием, решение обращений субъектов предпринимательства и осуществление контроля за данными процессами;
выявление системных проблем, препятствующих предпринимательской деятельности, а также формирование предложений по их устранению путем проведения тематических онлайн-обсуждений и опросов среди государственных органов
и организаций, а также субъектов предпринимательства;
прием коллективных обращений субъектов предпринимательства по совершенствованию законодательства;
подключение к информационным системам, позволяющим субъектам предпринимательства получать необходимые услуги, включая получение лицензий и разрешительных документов, кредитов, субсидий, компенсаций и поручительств, осуществление налогового и таможенного администрирования.
В последние годы имели место случаи, когда предприниматели начинали собственное дело, сталкиваясь с различными бюрократическими барьерами, препятствующими самостоятельной деятельности.
В этой связи, обновленная Конституция создает соответствующие правовые гарантии для того, чтобы подобные ситуации не повторялись и чтобы наши предприниматели могли работать безопасно и свободно, что подтверждает правовую и социальную направленность Узбекистана (статья 1).
Учитывая большое экономическое значение этого вопроса, в новой редакции Основного закона закреплена обязанность государства обеспечить благоприятные инвестиционные и деловые условия для развития предпринимательства.
Таким образом, обновленная Конституция устанавливает, что предприниматели имеют право осуществлять любую деятельность,
не запрещенную законодательством,
во-первых, возможность осуществлять деятельность
во всех отраслях и отраслях экономики для предпринимателей, основной целью которых является получение дохода,
во-вторых, право самостоятельного выбора направление их деятельности задается предпринимателям государственным органом и его должностным лицом, будет создана прочная правовая база для реализации исходя из их пожеланий и интересов без произвольного вмешательства отдельных лиц.
Кроме того, такие конституционные гарантии помогут нам достичь более высокой цели по увеличению дохода на душу населения до 4000 долларов США к 2030 году за счет дальнейшей поддержки предпринимательства, улучшения инвестиционной среды, снижения налогового бремени и создания свободной и конкурентной деловой среды.
Включение данной нормы в Конституцию служит,
во-первых, стимулированию привлечения прямых инвестиций
в экономику страны, укреплению доверия инвесторов и повышению ответственности государственных органов,
во-вторых, обеспечению надежной защиты прав
и юридических интересы предпринимателей, дальнейшее усиление защиты частной собственности, развитие конкуренции на рынке инвестиций.
Обновленная Конституция закрепляет механизмы защиты государственных органов и их должностных лиц от неправомерных решений.
В частности, статьей 55 обновленной Конституции закрепляется право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными решениями, действиями или бездействием государственных органов либо их должностных лиц.
В связи с вышеизложенным, включение данных норм
в Конституцию нашей страны станет прочной основой для беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности, а также окажет положительное влияние на развитие бизнес-среды в стране.
Принятие обновленной Конституции заложит законодательный фундамент для дальнейшего повышения благосостояния народа, ускоренного развития государства и гражданского общества на основе принципа «Во имя чести и достоинства человека».
Дмитрий ОГАЙ,
заведующий Сектором законодательства в экономической сфере Института законодательства и правовой политики при Президенте Республики Узбекистан