Изучение иностранных языков в Узбекистане: масштабные реформы, интеграция, профессионализм
В обновленном Узбекистане всеобъемлющие реформы охватили все без исключения сферы жизни общества и государства. В первую очередь они направлены на обеспечение конституционных прав человека, повышение его статуса, создание благоприятных условий для всестороннего развития подрастающего поколения. В этом ракурсе одной из стратегических целей является подготовка молодых специалистов, обладающих высоким потенциалом, современными знаниями, творческим мышлением, а также свободно владеющих иностранными языками.
Реформы в данной сфере начались в Узбекистане еще в 2012 году с принятием постановления главы государства «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков». Была внедрена система непрерывного обучения иностранным языкам, преимущественно английскому, начиная с первого класса школы.
Профильное министерство и Британский Совет в Узбекистане совместно разрабатывали реформу обучения английскому языку в национальной системе образования.
В наши дни знание иностранных языков — ключ к успеху практически во всех сферах жизни. Сейчас в Узбекистане спрос и интерес к их изучению, особенно английского, возрос настолько, что им стараются овладеть люди всех возрастов: от воспитанников детских садов до старших специалистов. Основной причиной этого является стремительная интеграция Узбекистана во все международные процессы, постоянно растущее число носителей английского и богатейшая база научных, образовательных, популярных и других публикаций на этом языке. Все увеличивающийся спрос на изучение языков возлагает большую ответственность на преподавателей.
Вчера под руководством главы государства Шавката Мирзиёева состоялось важное собрание, посвященное улучшению качества образования в школах, расширению возможностей для учащихся и повышению квалификации учителей, а также созданию благоприятных условий для них. Эти вопросы несут в себе огромное значение для будущего нации, адекватного воспитания молодого поколения как достойных наследников великих предков.
Инициативы, озвученные Президентом, станут новым этапом в установлении постоянного центрального контроля над качеством образования в государстве. Проанализировав данное собрание, можно с уверенностью заявить, что широкомасштабные реформы в образовательной системе стремятся к усилению индивидуализации, системности, институциональной компетентности и определению четких механизмов развития. Например, присвоение квалификационной категории учителям школ через двухуровневую систему поспособствует более глубокой оценке знаний педагогов и обеспечит внедрение в сферу передовых методик и образовательных технологий. К тому же создание отдельного Совета по педагогическому образованию при профильном министерстве, который включит ректоров педагогических вузов, позволит развивать высшее образование в данной области на основе специальных акцентов. Это практическая демонстрация принципа непрерывности образования, еще один пример построения прочной институциональной основы реформ.
Глава государства неоднократно подчеркивал, что настало время создать в нашей стране новую систему обучения иностранным языкам, которая станет прочным фундаментом на будущее. Правовые и социальные аспекты работы в этом направлении отражены в разных решениях Президента и правительства. В частности, постановление главы государства «О мерах по поднятию на качественно новый уровень деятельности по популяризации изучения иностранных языков в Республике Узбекистан» от 19 мая 2021 года послужило основой для продвижения.
Изменилось многое: от организации занятий по иностранному языку до квалификационных требований, которые должны усвоить студенты. С 2022/2023 учебного года установлено, что новые претенденты на должности преподавателей иностранных языков государственных образовательных учреждений должны иметь национальный сертификат уровня не ниже В2 или эквивалентный ему международный.
По данным Министерства дошкольного и школьного образования за 2022 год, в общеобразовательных школах страны работают 48 646 учителей иностранных языков. Только 11 523 из них имеют международный или национальный сертификат. Число преподавателей с языковым сертификатом уровня В2 составляет 4 703, с сертификатом уровня С1 —
6 799, с сертификатом уровня С2 — 21 человек. Цифры растут год от года. Но спрос увеличивается в геометрической прогрессии, так что в этом плане еще многое предстоит сделать.
Профильное образование: ограничения
и вызовы
В Узбекистане наблюдается нехватка опытных и квалифицированных преподавателей иностранных языков, что снижает качество профильного образования. Недостаток речевой практики и аутентичной языковой среды ограничивает развитие устных навыков учащихся. Традиционные методы преподавания, акцентирующие внимание на грамматике и механическом запоминании, не способствуют эффективной коммуникации.
Для решения этой проблемы важно инвестировать в образовательные программы для преподавателей иностранных языков, сфокусированные на передовых методиках. В рамках специального проекта Министерства дошкольного и школьного образования педагоги в регионах прошли обучение по всемирно признанным программам для преподавателей английского языка TESOL и TEFL. Они продемонстрировали высокую эффективность и важность в методическом аспекте, предоставили преподавателям инструменты и навыки, необходимые для успешного обучения английскому языку как иностранному.
Благодаря методикам, ориентированным на конкретные потребности студентов и углубленное изучение педагогических технологий, участники программ TESOL и TEFL становятся компетентными и уверенными преподавателями. Они способны создавать стимулирующие и интерактивные уроки, обеспечивающие эффективное усвоение языка студентами всех возрастов и уровней подготовки. Целесообразно проводить подобные уроки на постоянной основе, используя каскадный метод, при котором обученные преподаватели передают свои знания другим.
Сотрудничество с лингвистами и экспертами в области иностранных языков также может способствовать разработке современных учебных программ, адаптированных к разным стилям обучения и коммуникативным потребностям. Следует пересмотреть методологию преподавания, создав баланс между грамматикой и общением. Использование современных языковых ресурсов, приложений, онлайн-платформ и других передовых технологий дополнит этот сбалансированный подход, сделав процесс обучения более интересным.
Сертификат — решение всех проблем?
Президентом поставлена задача: в ближайшие годы международные языковые сертификаты должны получить все школьные учителя иностранных языков. У многих коллег это вызывает вопрос: сколько из этих преподавателей останутся работать в школах после получения сертификатов? Даже с дополнительными выплатами в размере 50 процентов, предусмотренными указом главы государства для учителей с сертификатом уровня C1, зарплата в школах вряд ли будет конкурентоспособной по сравнению с заработными платами в частных образовательных центрах, особенно для преподавателей с высоким уровнем знаний. Более того, условия работы в школах и частных центрах существенно различаются, что также следует учесть.
Когда мы говорим о внедрении требования о наличии международного языкового сертификата для новых (или вновь принимаемых) учителей, то возникает еще один вопрос: как быть с выпускниками языковых вузов и их дипломами? Согласно действующим стандартам, студент вуза, где готовят будущих учителей иностранных языков, должен достичь уровня C1 к моменту выпуска. Но как оценивается уровень знаний у студентов перед выдачей им диплома, разрешающего преподавать иностранный язык? Было бы логичным ввести такую проверку или итоговый государственный экзамен, разрешающий заниматься преподавательской деятельностью.
Подход, основанный на требовании языкового сертификата для приема на работу, может быть рассмотрен как потенциальная дискриминация в отношении выпускников языковых учебных заведений. Ведь выпускникам, к примеру, математических или исторических факультетов, не требуется подтверждать свои знания по предметам при поиске работы.
Профессиональная оценка, выраженная через сертификат, часто может служить не только показателем высокой квалификации, но и указывать на успешное освоение определенных образовательных программ или специализированных навыков. Однако наличие сертификата не всегда является гарантом высокого качества преподавания. Важную роль играют также педагогический опыт, способность адаптироваться к разным стилям обучения, находить индивидуальный подход к ученикам и эффективно мотивировать их. Такие навыки не всегда могут быть формализованы через сертификаты, но имеют большое значение для педагога. Наличие сертификата IELTS с баллом 7.0 и выше еще не означает, что человек обладает методическими навыками преподавания английского языка, умеет управлять классом и вдохновлять учеников. Поэтому важно обновить содержание предметов «Педагогика» и «Методика», которые входят в учебный план языковых вузов, и стимулировать профессиональное развитие педагогов.
Также возникает вопрос: существует ли у учителей, обладающих сертификатом, более явная траектория развития по сравнению с теми, у кого его нет? Интересно провести более глубокое исследование для сравнения эффективности работы учителей с сертификатами и без них. Это позволит выявить, какие конкретные аспекты преподавания могут быть усовершенствованы благодаря профессиональной аккредитации. Государство должно ввести систему мониторинга, в рамках которой будут отслеживаться изменения в работе педагогов после получения сертификатов. Она может включать в себя оценку достижений учеников, уровня владения языком и общей эффективности преподавания. Главная задача — найти баланс между побуждением учителей к профессиональному росту и обеспечением учеников высококачественным образованием.
Баланс теории и практики
В соответствии с постановлением главы государства, с 2022/2023 учебного года студенты педагогических вузов начиная со второго курса проходят систематическую практику в формате «4+2». Занятия четыре дня в неделю проводятся в вузах, а оставшиеся два дня — в общеобразовательных средних учебных заведениях. При правильной организации такой подход эффективен при подготовке будущих специалистов-практиков.
Но, как оказалось на деле, в организации данного процесса есть недочеты и шероховатости. Первоначально предполагалось, что вузы организуют привязку небольших групп студентов к опытным педагогам в качестве руководителей практики. Однако следует учесть, что часы практики не включаются в учебную нагрузку преподавателя в рамках школьной программы. Таким образом, участие в ней представляет собой дополнительное обязательство и бремя для учителей. Во многих случаях в дни практики вузовские наставники также проводят аудиторные занятия, что ограничивает их возможность посещения площадки практики. В итоге обучение в формате «4+2» не реализуется в полной мере, что обусловлено отсутствием адекватного контроля со стороны опытных педагогов и неполным предоставлением методических рекомендаций.
Кроме того, многие школы неохотно принимают студентов на практику или неэффективно используют их потенциал. Формат обучения будущих педагогов «4+2» должен подразумевать заключение соответствующих соглашений между школой и вузом. Целесообразно разработать меморандум о взаимопонимании между Министерством высшего образования, науки и инноваций и Министерством дошкольного и школьного образования как основополагающий документ для такого взаимодействия. Это позволит установить четкий порядок проведения студенческой практики в рамках модели «4+2», определить обязанности и права компетентных сторон.
«Готовить не к экзаменам, а к жизни»
Именно таким принципом руководствуются финские педагоги, которые заслужили признание во всем мире благодаря своей образовательной системе. Передовой опыт Финляндии сейчас активно изучается и внедряется в Узбекистане.
Используя его и другие современные тенденции, наш долг — реформировать учебные программы в педагогических вузах. Сейчас значительная часть студентов, обучающихся в них, ограничивается решением лишь теоретических задач, полученных в ходе промежуточных или итоговых экзаменов. Однако такой подход не может служить надлежащим индикатором профессиональной компетентности студентов.
В связи с этим представляется разумным внедрение двухэтапной государственной аттестации выпускников педагогических программ в следующей последовательности: оценка теоретических знаний на основе усвоенных материалов — разработка и представление презентации по определенной теме с целью демонстрации педагогического потенциала выпускника. В оценке презентаций должны участвовать опытные педагоги, которые демонстрируют лучшие практики в образовательном процессе. После презентации выпускнику дается задача, связанная с проблемной образовательной ситуацией, с которой он может столкнуться в будущем, и оценивается предложенное им решение с точки зрения научной обоснованности и эффективности.
Проблемы изучения иностранных языков в Узбекистане огромны, но решаемы. Успешно преодолев указанные выше препятствия, страна сможет добиться значительных успехов в улучшении языкового образования. Это откроет перед молодежью Нового Узбекистана поистине неисчерпаемые возможности.
Нозлия Нормуродова,
доктор филологических наук,
проректор Ташкентского государственного университета
узбекского языка и литературы имени Алишера Навои.