Климатическая политика Узбекистана: реализация мер по предотвращению изменения климата и адаптации в наиболее уязвимых секторах экономики
Глобальное изменение климата является одной из серьёзнейших проблем сегодняшнего времени, которая затрагивает все страны мира и превращается в значительное препятствие для устойчивого развития. Наблюдаемое потепление становится причиной возникновения экстремальных природных явлений по всему миру, таких как засухи, ураганы, изнурительная жара, пожары, проливные дожди и наводнения.
Узбекистан и другие государства Центральной Азии входят в число стран, которые наиболее подвержены экологическим катаклизмам.
Как отмечал Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, на сегодняшний день разрушительные воздействия от последствий изменения климата ощущает каждая страна, и данные негативные последствия прямым образом несут за собой угрозу стабильному развитию региону Центральной Азии.
По оценкам экспертов Всемирного банка, если к концу XXI века при сохранении нынешних темпов средняя температура в мире повысится на 4 градуса по Цельсию, то в Центральной Азии этот показатель составит 7 градусов. В результате глобального изменения климата на протяжении последних 50-60 лет площадь ледников в регионе сократилась примерно на 30%. До 2050 года ожидается уменьшение водных ресурсов в бассейне Сырдарьи – до 5%, в бассейне Амударьи – до 15%. К 2050 г. нехватка пресной воды в Центральной Азии может привести к падению ВВП в регионе на 11%.
В целях реализации мер по предотвращению изменения климата и смягчению его негативных последствий в Узбекистане принят ряд нормативно-правовых актов.
В частности в 2019 году был принят закон «Об использовании возобновляемых источников энергии», которым определены льготы и преференции, особенности использования источников энергии при производстве электрической и тепловой энергии, биогаза в области использования возобновляемых источников энергии. Специально уполномоченным государственным органом в этой сфере определено Министерство энергетики республики.
Постановлением главы нашего государства «Об ускоренных мерах по повышению энергоэффективности отраслей экономики и социальной сферы, внедрению энергосберегающих технологий и развитию возобновляемых источников энергии» от 22 августа 2019 года утверждены Целевые параметры дальнейшего развития возобновляемых источников энергии и «Дорожная карта» последовательного повышения энергоэффективности отраслей экономики и социальной сферы, а также развития энергетики на основе возобновляемых источников, введен порядок компенсирования расходов.
Постановлением Президента Узбекистана «Об утверждении Стратегии по переходу Республики Узбекистан на «зеленую» экономику на период 2019-2030 годов» от 4 октября 2019 года утверждена Стратегия по переходу страны на «зеленую» экономику на период 2019-2030 годов и Состав Межведомственного совета по продвижению и внедрению «зеленой» экономики.
В стране реализуются комплексные меры, направленные на углубление структурных преобразований, модернизацию и диверсификацию базовых отраслей экономики, сбалансированное социально-экономическое развитие территорий.
Ускоренная индустриализация и рост численности населения существенно увеличивают потребность экономики в ресурсах, усиливают негативное антропогенное воздействие на окружающую среду и рост выбросов парниковых газов.
В целях совершенствования системы государственного управления в области охраны окружающей среды проведены институциональные реформы. На базе Министерства сельского и водного хозяйства образованы два самостоятельных министерства – сельского хозяйства и водного хозяйства, полностью реформированы Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды, Центр гидрометеорологической службы, а также создан Государственный комитет по лесному хозяйству.
В стране принимаются меры по повышению энергоэффективности экономики, уменьшению использования углеводородов, увеличению доли возобновляемых источников энергии. Так, к 2030 году запланировано двукратное повышение показателя энергоэффективности и снижение углеродоемкости ВВП, обеспечение доступа к современному, недорогому и надежному энергоснабжению для 100% населения и отраслей экономики. В экономике Узбекистана в 2020-2022 годах за счет мер повышения энергоэффективности планируется сэкономить 3,3 млрд. кВт.ч электроэнергии, 2,6 млрд. кубометров природного газа и 16,5 тыс. тонн нефтепродуктов.
Параллельно усиливаются меры по борьбе с истощением водных ресурсов. В рамках реализации Стратегии управления водными ресурсами Узбекистана на 2021–2023 годы намечено активное внедрение водосберегающих технологий, в том числе капельного орошения.
Так, запланировано доведение внедрения водосберегающих технологий орошения с 308 тыс. гектаров до 1,1 млн. гектаров, в том числе технологий капельного орошения – с 121 тыс. гектаров до 822 тыс. гектаров.
Особое внимание в Узбекистане уделяется мерам по минимизации последствий высыхания Аральского моря. Опустынивание и деградация земель в зоне Приаралья происходит на площади более 2 млн. га. За счёт создания защитных зелёных насаждений на осушенном дне Аральского моря (высажено 1,5 млн. га.) Узбекистан увеличивает территории, занятые лесами и кустарниками. За последние 4 года объём лесонасаждений по республике увеличился в 10-15 раз. Если до 2018 года годовой объём создания лесов находился в пределах 47-52 тыс. га, в 2019 году данный показатель увеличился до 501 тыс. га, в 2020 г. - до 728 тыс. га. Подобные результаты были достигнуты в том числе за счет расширения объёма производства посадочного материала.
Принята Государственная программа по развитию региона Приаралья на 2017−2021 годы, направленная на улучшение условий и качества жизни населения региона. Кроме того, утверждена Программа комплексного социально-экономического развития Каракалпакстана на 2020−2023 годы. В 2018 г. был создан Международный инновационный центр Приаралья при Президенте Республики.
На этом фоне Узбекистан выступает за сотрудничество в области водных ресурсов на основе суверенного равенства, территориальной целостности, взаимной выгоды и добросовестности в духе добрососедства и сотрудничества. Ташкент считает необходимым разработку механизмов совместного управления трансграничными водными ресурсами региона, обеспечивающих баланс интересов стран Центральной Азии. При этом управление водными ресурсами бассейнов трансграничных водотоков должно осуществляться без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.
Узбекистан стал активным участником глобальной природоохранной политики, присоединившись и ратифицировав ряд международных конвенций и соответствующих протоколов в области охраны окружающей среды. Важным событием стало присоединение Узбекистана (2017 г.) к Парижскому соглашению ООН по климату, в рамках которого были взяты обязательства по сокращению выбросов парниковых газов в атмосферу к 2030 г. на 10% по сравнению с 2010 г. Для достижения этой цели в настоящее время разрабатывается Национальная стратегия низкоуглеродного развития, а также прорабатывается вопрос достижения углеродной нейтральности Узбекистана к 2050 г.
Узбекистан предпринимает активные усилия по смягчению губительных последствий экологической катастрофы Аральского моря.
Созданный в 2018 г. по инициативе Президента Узбекистана Многопартнерский Трастовый фонд ООН по человеческой безопасности для региона Приаралья предоставляет единую площадку для осуществления сотрудничества на национальном и международном уровнях для решения экологических и социально-экономических потребностей сообществ, проживающих в регионе Аральского моря, а также для ускорения усилий по достижению глобальных Целей в области устойчивого развития.
24-25 октября 2019 г. в Нукусе под эгидой ООН состоялась Международная конференция высокого уровня «Приаралье – зона экологических инноваций и технологий». По предложению Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева 18 мая 2021 г. Генассамблея ООН единогласно приняла специальную резолюция об объявлении региона Приаралья зоной экологических инноваций и технологий.
Инициатива главы Узбекистана была позитивно воспринята мировым сообществом. Приаралье стало первым регионом, которому Генеральная Ассамблея предоставила столь значимый статус.
На саммите ШОС в Бишкеке (14 июня 2019 г.) Шавкат Мирзиёев предложил принять программу «Зеленого пояса» ШОС с целью внедрения в странах организации ресурсосберегающих и экологически чистых технологий. На 14-м саммите ОЭС (4 марта 2021 г.) Глава Узбекистана выступил с инициативой разработки и утверждения среднесрочной стратегии, направленной на обеспечение энергетической устойчивости и широкое привлечение в эту сферу инвестиций и современных технологий.
На третьей Консультативной встрече глав государств Центральной Азии, состоявшейся 6 августа 2021 г. в Туркменистане, Президент Узбекистана выступил за разработку региональной программы «Зеленая повестка» для Центральной Азии, которая будет способствовать адаптации стран региона к климатическим изменениям. Основными направлениями программы могут стать постепенная декарбонизация экономики, рациональное использование водных ресурсов, внедрение в экономику энергоэффективных технологий, увеличение доли выработки возобновляемых источников энергии.
В целом, на фоне актуализации международной климатической повестки реализуемая долгосрочная политика Узбекистана в области охраны окружающей среды направлена на дальнейшее улучшение экологической обстановки в центральноазиатском регионе.