Новый Узбекистан укрепляет свои позиции, опираясь на высшую школу, науку и инновации
Узбекистан вступил в новый этап развития. Формируя основы третьего Ренессанса, народ Узбекистана опирается на богатое культурное и духовное наследие. Вдохновителями современной идеи Нового Узбекистана можно назвать наших великих предков — джадидов. Благодаря их усилиям заложен фундамент светского развития, стремления к знаниям и просвещению.
Президент Шавкат Мирзиёев неоднократно подчеркивал, что высшее образование, наука и инновации должны служить основными столпами прогресса. В новой редакции Конституции закреплено фундаментальное устройство Узбекистана как социального государства. Это означает стратегическое закрепление обязанностей государства в обеспечении равных прав и возможностей, в данном контексте получение молодежью качественного образования, полной реализации своего потенциала.
На протяжении прошлых десятилетий в странах с разным уровнем доходов было доказано положительное влияние образования, в частности, высшего на экономический рост и устойчивое развитие в долгосрочной перспективе. Сфера высшего образования в Узбекистане обретает важное место в формировании человеческого капитала, стимулирует научно-исследовательскую деятельность и инновации, что очень важно для развития экономики.
В продолжение реформ, определенных в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022—2026 годы, Президент утвердил Стратегию «Узбекистан-2030». Она нацелена на выведение осуществляемых преобразований на новый этап, уделяя особое внимание системе образования. В документе определены такие цели, как расширение охвата молодежи высшей школой не менее чем до 50 процентов, повышение результативности научных исследований и научного потенциала вузов до 70 процентов. Также предусмотрено внедрение системы двойных дипломов на основе не менее 50 совместных образовательных программ с зарубежными университетами, входящими в топ-500.
Для подготовки специалистов с высшим образованием, соответствующих требованиям рынка труда, внедрена в практику программа академической мобильности согласно Указу Президента «Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года». Государство предоставляет вузам самостоятельность в осуществлении академической мобильности студентов, молодых ученых, профессоров-преподавателей и докторантов в сотрудничестве с другими вузами на основе взаимных соглашений, поощряя обмен знаниями и опытом.
В вузах Узбекистана поэтапно вводится кредитно-модульная система, что способствует повышению качества образования в соответствии с европейскими стандартами. Выделяются гранты на стимулирование одаренной молодежи, занимающейся научной деятельностью, организацию ее краткосрочных стажировок в зарубежных университетах и научных центрах.
Согласно докладу Всемирного банка за 2023 год, система высшего образования Центральной Азии состоит из более чем 430 университетов. По данным Министерства высшего образования, науки и инноваций, в Узбекистане насчитывается 213 вузов: среди них 116 государственных, 67 негосударственных и 30 филиалов зарубежных высших образовательных учреждений. За прошедшие десять лет Узбекистан увеличил инвестиции в данную сферу с 0,25 до 0,89 процента от ВВП в 2022 году.
Государства Центральной Азии имеют схожие приоритеты развития высшего образования. Они стремятся улучшить его качество посредством внедрения модернизированных систем аккредитации и конкурентных механизмов, одновременно приводя навыки выпускников в соответствие с потребностями рынка труда. Большинство стран отдает приоритет непрерывному профессиональному развитию сотрудников университетов, внедрению инновационных методов обучения, модернизации кредитно-модульных систем и повышению гибкости образовательного процесса.
Однако вузы Центральной Азии сталкиваются с трудностями при определении приоритета научной деятельности, что приводит к недостаточному развитию исследовательского потенциала. Это препятствует процессу трансформации результатов научных изысканий в рыночные продукты и услуги, их включения в национальные инновационные экосистемы. В регионе один из самых низких показателей финансирования исследований в мире: всего 0,12 процента ВВП, опережая лишь страны Карибского бассейна.
Для сравнения, расходы на исследования и разработки составляют в среднем 2,6 процента ВВП во всем мире, 1,3 процента ВВП — в государствах Центральной Европы и Балтии и 0,5 процента — в странах с доходом ниже среднего. Финансирование на одного исследователя в нашем регионе равняется примерно 25 тысячам долларов, что значительно ниже, чем в среднем по миру (166 тысяч долларов), в Восточной Азии — 193 тысячи долларов. Доля Центральной Азии в общем количестве научных публикаций в мире едва превышает 0,1 процента.
Решение этих проблем намечено на ближайшие годы. В Узбекистане для стимулирования науки и научной деятельности планируется увеличить инвестиции в нее в шесть раз к 2025 году, к 2030-му — в десять раз. Также предусматривается поднять долю средств, выделяемых частным сектором на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в общем объеме финансирования науки, с 8 до 20 процентов к 2025 году и довести ее до 30 процентов к 2030-му. Государство намеревается создать десять венчурных фондов к 2025 году совместно с ведущими зарубежными инвестиционными компаниями в целях финансирования новаторских разработок и стартапов.
В 2021 году на форуме министров образования стран Центральной Азии была принята Туркестанская декларация, согласно которой государства региона намерены объединить научный, интеллектуальный и творческий потенциал. Пять стран обязались сотрудничать по совместным образовательным и научным проектам, создать свободную зону, позволяющую студентам и преподавательскому составу ездить по всему региону для обучения и научных стажировок, открыть филиалы вузов, интегрировать образовательные программы.
Весомый вклад в высшее образование и науку Узбекистана вносит Международный Вестминстерский университет в Ташкенте (МВУТ), который является первым международным вузом в стране, предоставляющим образовательные и исследовательские возможности в соответствии с мировыми стандартами. Немаловажен вклад университета в устойчивое развитие, отмеченное «THE Impact Rankings», глобальным рейтингом, оценивающим эффективность вузов в достижении 17 Целей устойчивого развития (ЦУР).
В 2023 году МВУТ впервые вошел в данный рейтинг и занял первое место среди университетов Узбекистана по ЦУР 8: «Достойный труд и экономический рост», стал лидером по ЦУР 17: «Партнерство для достижения Целей устойчивого развития». Также вуз удостоен награды «Лучший университет Scopus Awards Uzbekistan-2023» за научные достижения в области социальных наук. «Scopus Awards» — всемирная инициатива компании «Elsevier», одна из самых престижных научных наград. Премия направлена на поощрение ученых, поддержание их статуса, популяризацию профессиональной научной деятельности среди молодых исследователей. Такое признание было достигнуто МВУТ благодаря коллективным усилиям профессорско-преподавательского состава и студентов университета, их стремлению к повышению знаний и академического мастерства, внесению достойного вклада в мировую науку.
Вестминстерский университет в Ташкенте активно развивает высшую школу на национальном уровне, являясь членом четырех рабочих групп при Министерстве высшего образования, науки и инноваций по качеству образования в вузах, инклюзивному высшему образованию, управлению сферой и транснациональному образованию. МВУТ стимулирует научную деятельность посредством еженедельных семинаров и тренингов, ежегодных исследовательских конференций и форумов, организации «летних школ» для молодых ученых, совместных проектов с Вестминстерским университетом в Лондоне.
МВУТ играет важную роль в развитии стартап-инфраструктуры. Одним из важных этапов регионального развития инновационной деятельности можно считать участие университета в Неделе инноваций Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС) и тура по цифровой экономике-2023, прошедшего в Ханчжоу (Китай). Минувшим летом студенты МВУТ завершили программу обмена инновациями по инициативе Азиатского банка развития и
ЦАРЭС. Она собрала команды топ-стартапов из ведущих университетов Казахстана, Узбекистана, Азербайджана и Грузии. Целью проекта было содействие трансграничному сотрудничеству среди молодых бизнесменов и раскрытие огромного потенциала региона для инноваций и предпринимательства.
Университет вносит весомый вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов, помогая им развивать лидерские, профессиональные и так называемые «мягкие навыки», содействуя успешному трудоустройству. В сентябре 2023 года университет совместно с рекрутинговым агентством провел инновационный проект «Ustoz-shogird@WIUT». Он предоставил возможность студентам и выпускникам МВУТ, учащимся других учебных заведений получить наставничество от ведущих экспертов страны в области менеджмента и управления кадрами. Недавно университет и Школа искусств «Focus» объявили о старте новаторского проекта — программы «Creative Focus@WIUT», направленной на создание уникальной платформы для студентов, увлеченных творчеством и креативной индустрией, и охватывающей широкий спектр дисциплин, включая кино, современное, классическое и цифровое искусство, телевизионные проекты, шоу-бизнес, индустрию моды и другое.
Модернизация и динамичное развитие сферы образования — важная составляющая процесса экономического, культурного и духовного возрождения, создания Нового Узбекистана и фундамента третьего Ренессанса. Наблюдая масштабные реформы в системе высшей школы и науки, инициированные главой государства, приходишь к выводу, что страна добьется успеха в развитии человеческого капитала, выстраивании модели экономического развития, основанной на науке и инновациях. Уделяется особое внимание реальным потребностям рынка труда, постепенному переходу от ресурсно ориентированной экономики к экономике, основанной на знаниях. Новый Узбекистан укрепляет позиции в мировом сообществе, становясь образовательным хабом Центральноазиатского региона.
Бахром Миркасимов,
ректор Международного Вестминстерского университета в Ташкенте