Узбекистан - Франция: всеобъемлющее партнёрство высокого уровня
Франция уделяет особое внимание Центральной Азии как региону с важным геополитическим положением, значительными энергетическими и другими ресурсами, большим экономическим, инвестиционным, транспортно-коммуникационным и потенциалом.
Узбекистан рассматривается Францией как крупное и влиятельное государство Центральной Азии, которое играет ключевую стратегическую роль в регионе и проводит сбалансированную и дальновидную внешнюю политику. В Париже высоко ценят региональную политику Президента Узбекистана, который существенно активизировал центральноазиатский вектор внешней политики, основываясь на принципах взаимной выгоды, равноправия, прагматизма и консенсуса. Этот новый подход способствует решению насущных проблем Центральной Азии и поддержанию стабильности, безопасности и устойчивое развитие региона.
Узбекско-французские отношения имеют глубокие исторические корни, об этом свидетельствует переписка великого государственного деятеля Амира Темура с французским королем Карлом VI.
С обретением Узбекистаном независимости в отношениях между двумя странами была открыта новая страница. Сегодня наблюдается активный открытый, прагматический подход Узбекистана и заинтересованность Франции в углублении и расширении двусторонних связей. Внешнеполитическая деятельность лидера Узбекистана создала новую политическую атмосферу, удалось добиться позитивных результатов в ряде сфер сотрудничества. Между странами создана солидная договорно-правовая база, которая состоит из 62 соглашений.
Между руководителями двух стран установлен открытый и доверительный диалог. Примечательно, что президенты двух стран являются реформаторами: в Узбекистане под руководством Президента Шавката Мирзиёева проводятся глубокие преобразования во всех сферах; аналогичные процессы происходят и во Франции в рамках программной доктрины Эммануэля Макрона.
За более 30 лет после установления дипотношений с 1 марта 1992 года организованы 5 визитов на высшем уровне: во Францию – 4, в Узбекистан – 1. За последние 5 лет Президент Шавкат Мирзиеёв дважды посетил эту страну. Первый официальный визит состоялся 8-9 октября 2018 года по приглашению президента Эммануэля Макрона. Французская Республика стала первым европейским государством, которое посетил Президент Узбекистана с момента вступления в должность в 2016 году. Тогда были подписаны соглашения и торговые контракты общей стоимостью 3,4 миллиарда долларов.
21-22 ноября 2022 года состоялся второй официальный визит Президента Шавката Мирзиёева во Францию. В ходе визита проведены переговоры глав двух государств, встречи с председателем Национальной ассамблеи Яэль Браун-Пиве и представителями ведущих компаний и финансовых институтов Франции, а также совместное посещение национальных выставок Узбекистана в Музее Лувра и Институте Арабского мира. По итогам визита подписаны 14 двусторонних документов.
Политический диалог и практическое взаимодействие между странами усиливается активным межпарламентским обменом. В обеих палатах Олий Мажлиса Республики Узбекистан созданы группы по сотрудничеству с парламентом Франции. Во французском Сенате функционирует межпарламентская группа «Франция – Центральная Азия», в Национальной ассамблее, являющейся нижней палатой французского парламента, – группа дружбы «Франция – Центральная Азия».
Франция является одним из активных партнёров Узбекистана в экономической, инвестиционной и финансово-технической сферах среди европейских стран.
За последние годы число совместных предприятий и проектов с участием французских компаний увеличилось в три раза. Текущий портфель активных совместных проектов в Узбекистане превысил 5 млрд. евро. В Узбекистане осуществляют деятельность 46 предприятия с участием французского капитала, в том числе 17 предприятий со 100% французским капиталом.
В настоящее время с участием французских инвестиций реализуется ряд крупных инвестиционных проектов в Узбекистане. В частности, с компанией «Total Eren» идет строительство солнечной фотоэлектрической станции мощностью 100 МВт в Нурабадском районе Самаркандской области, проводятся совместно с компанией «Orano Mining» геологоразведочные работы на перспективных площадях по добыче урана, с международным консорциумом, включая компанию «EDF», возводится парогазовая электростанция мощностью 1600 МВт в Сырдарьинской области, вместе с «SUEZ» реализуются проекты «План трансформации водного сектора Ташкента» и «Улучшение питьевого водоснабжения Сурхандарьинской области» и другие. Французская компания «Veolia» получила управление теплосетью города Ташкента на основе ГЧП в течение следующих 30 лет.
Создан эффективный механизм взаимодействия – Межправительственная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству между Узбекистаном и Францией. 5 мая 2023 года в городе Ташкенте проведено 9-е заседание МПК в рамках визита министр-делегата по вопросам внешней торговли, экономической привлекательности и французских граждан за рубежом Оливье Бешта.
Продолжается системная работа по наращиванию инвестиционного и финансово-технического сотрудничества, в частности, по линии Французского агентства развития (ФАР). Подписанное в 2016 году межправительственное Соглашение об учреждении и деятельности ФАР и ПРОПАРКО в Узбекистане позволило активизировать двустороннее сотрудничество.
20 ноября 2022 года подписана Программа сотрудничества с ФАР на 2023-2025 годы, предусматривающий реализацию проектов на сумму 1,070 миллиарда евро.
Торговля является наиболее важной составляющей международных отношений для обеспечения благосостояния двух стран путем создания устойчивых доходов на протяжении всей цепочки поставок. За 2022 год товарооборот составил 339,5 миллиона долларов (+20,9%): экспорт – 67,9 миллиона долларов (3,2 раз), импорт – 271,3 миллиона долларов (+4,5%).
За январь-июль 2023 года товарооборот вырос почти в три раза — с 183,4 миллиона долларов до 517,6 миллиона долларов. Узбекистан нарастил экспорт до 239,5 миллиона долларов (в 3,5 раза), импорт из Франции — до 278,1 миллиона долларов (2,4 раза).
Вопрос обеспечения качества и безопасности товаров и услуг являются неотъемлемой составляющей двусторонних торговых отношений. Французская сторона оказывает активное содействие в сфере сертификации и стандартизации, в том числе по линии французских представителей «АФНОР», «Бюро Верита».
Одними из приоритетных направлений сотрудничества являются культурно-гуманитарные, научно-образовательные и туристические связи, которые в последние годы вышли на траекторию динамичного развития.
Уже сегодня сотрудничество в этих сферах носит многоплановый и разноуровневый характер. В укрепление культурно-гуманитарных связей вовлечены деятели культуры, науки, парламентарии, институты гражданского общества, СМИ двух стран.
Сегодня во Франции осуществляют деятельность Ассоциация по изучению искусства и истории Темуридов, Ассоциация «Авиценна-Франция». Представители Франции регулярно принимают участие в международном фестивале «Шарк тароналари» в Самарканде.
С ноября 2022 года по март 2023 года в одном из крупнейших и самых популярных музеев мира «Лувр» организована выставка под названием «Сокровища оазисов Узбекистана на перекрестке караванных путей», а также с ноября 2022 года по июнь 2023 года выставка «Дорога в Самарканд. Чудеса из шелка и золота» в Институте арабского мира Франции.
Растет общий интерес к взаимодействию и в образовательной сфере. Так, в Узбекистане свыше 200 тысяч учащихся в более 700 школах, колледжах и лицеях, а также в 13 вузах с большим интересом изучают французский язык.
Углублению отношений в образовательном секторе также способствуют установленные прямые контакты между высшими учебными заведениями. Сегодня более 40 вузов двух стран установили плодотворное сотрудничество.
Взаимному культурному обогащению также способствует расширение туристических связей. Ежегодно Узбекистан посещают 20 тысяч туристов из Франции. Указом Президента Узбекистана, от 4 октября 2018 года установлен безвизовый режим сроком на 30 дней для въезда граждан Франции на территорию Узбекистана.
В целом, последние годы резко возрос интерес Европы, в частности Франции, к Центральной Азии и Узбекистану, который прослеживается в следующих факторах.
Во-первых, стратегическое положение Центральной Азии представляет интерес для сран ЕС. В геополитической конъюнктуре, сложившейся последние годы, заметно возрос интерес Франции к региону, в том числе к Узбекистану.
Во-вторых, транзитные возможности региона как связующего звена между Востоком и Западом, Югом и Севером. ЕС стал конструктивным партнером ЦА по связям, торговле и инвестициям. Наш регион стал надежным источником критически важного сырья, а также центром цепочки поставок с Транскаспийским международным транспортным маршрутом (TITR), также называемым «Средним коридором».
ЕС выделил 150 миллионов долларов на период с 2021 по 2024 год на региональное сотрудничество и интеграцию и уделил приоритетное внимание совместному финансированию проектов цифровой связи в регионе, гидроэнергетических и углеводородных энергетических проектов через международные финансовые институты, государства-члены (Группа Европы) и существующие Фонды Global Gateway.
В-третьих, нынешняя внутренняя и внешняя политика Узбекистана и широкомасштабные реформы содействуют не только повышению благосостояния населения, но и обеспечению мира и стабильного развития в ЦА. «Центральноазиатский регион сейчас переживает экономический рост, динамично развивается и приковывает внимание всего мира. Нам важно показать нашим партнёрам из Центральной Азии, что мы заинтересованы в сотрудничестве между нашими ведомствами. У нас имеются экономические интересы в регионе», — заявил в ноябре 2019 года Эммануэль Макрон.
В-четвертых, Франция также предпринимает некоторые шаги в отношении ЦА в плане безопасности и реформ. Тем более что регион соседствует с Афганистаном, и такие вопросы, как организованная преступность, наркоторговля и терроризм, являются одними из тех, к которым Париж проявляет повышенную чувствительность. Кроме того, Франция предоставляет различные виды помощи для поддержки реформ, укрепления верховенства закона и свободного рынка в регионе.
В заключение можно отметить, что Париж заинтересован в развитии взаимодействия с Узбекистаном посредством политического, экономического, энергетического и культурного сотрудничества. Узбекистан и Франция рассматривают друг друга как надежных партнеров, заинтересованы в укреплении всеобъемлющего стратегического партнерства и вывода взаимовыгодного сотрудничества на новый уровень на благо народов наших стран.
Мухиддин Хашимов,
начальник отдела Информационно-аналитического центра международных отношений при МИД Республики Узбекистан.