Сотрудничество с ООН - приоритет внешнеполитического курса Узбекистана
С обретением независимости Узбекистан активно участвует в деятельности Организации Объединенных Наций (ООН) и стремится
к разрешению общих для мирового сообщества проблем посредством диалога, сотрудничества, культурно-цивилизационного, межнационального и межрелигиозного взаимодействия.
Для Ташкента сотрудничество с ООН имеет стратегическое значение, как для политического, экономического и социального развития, так
и укрепления позиций страны на международной арене. Совместно со специализированными агентствами ООН, такими как Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Организация по вопросам образования, науки
и культуры (ЮНЕСКО), Управление ООН по наркотикам и преступности (ЮНПОП) и Контртеррористическое управление ООН (КТУ ООН), реализуется порядка 140 программ и проектов.
Следует отметить, что сотрудничество Узбекистана с ООН достигло беспрецедентно высокого уровня в последние годы, после избрания Президентом Узбекистана Шавката Мирзиёева, который в 2016 году заявил
о стремлении страны стать надежным партнером для ООН. Показательно, что в период с 1991 по 2016 год Узбекистаном была инициирована и принята ООН лишь одна резолюция Генеральной Ассамблеи – по созданию в Центральной Азии зоны, свободной от ядерного оружия. Однако начиная с 2016 года Ташкент уже инициировал шесть резолюций, которые впоследствии были приняты Генассамблеей ООН. За этот период приняты и реализуются семь Планов практических мероприятий по сотрудничеству Узбекистана с ООН и ее специализированными учреждениями.
Миролюбивая и человекоориентированная политика Ташкента, как
и активная деятельность на международной арене, стали фактором улучшения имиджа Узбекистана, способствовали избранию страны впервые в истории членом Совета ООН по правам человека (СПЧ). Уже в его рамках по инициативе нашей страны были приняты резолюции «Последствия пандемии COVID-19 для прав молодёжи» (октябрь 2021 г.) и «Молодёжь и права человека» (октябрь 2022 г.), а также в ЮНЕСКО – «Хивинский процесс» (ноябрь 2021 г.) по итогам международного форума «Центральная Азия на перекрестке мировых цивилизаций» (14-16 сентября 2021 г., г. Хива).
Вместе с тем, в настоящее время многостороннее сотрудничество, в том числе в рамках ООН, значительно осложнилось. Негативные последствия изменения климата, политические и социально-экономические кризисы
в различных регионах мира сопровождаются трансформацией международных отношений. Как отметил по этому поводу Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш: «Эпоха, наступившая по окончании холодной войны, завершилась и мы движемся в направлении нового мирового порядка в условиях многополярности».
В этих условиях Узбекистан стремится конкретизировать приоритетные сферы сотрудничества с ООН, отражающие направления развития страны и региона Центральной Азии.
Во-первых, это экология, смягчение последствий изменения климата и адаптация к ним, сохранение биоразнообразия
и предупреждение природных катастроф. Эти вопросы формируют шесть из десяти актуальных глобальных проблем на следующее десятилетие, согласно мнению экспертов Всемирного экономического форума. Страны Центральной Азии все больше испытывают на себе последствия климатических изменений, вызывающих дефицит водных ресурсов, деградацию земель и нарушение гидрологического цикла.
В этой связи сохранение экосистемы региона и борьба с изменением климата является одним из приоритетных направлений государственной политики Узбекистана. В настоящее время при участии агентств ООН
в Узбекистане осуществляются 137 проектов на общую сумму $174,59 млн. Наиболее крупные из них в области перехода к «зелёной» экономике
в агропродовольственном секторе ($4,1 млн.), разработки национального плана адаптации к изменению климата ($1,2 млн.), развития торговли ($1,4 млн.). Многопартнёрский трастовый фонд по человеческой безопасности для региона Приаралья под эгидой ООН, запущенный в ноябре 2018 г. по инициативе Узбекистана, играет важную роль в этой работе.
Во-вторых, это вопросы превентивной дипломатии, предотвращения конфликтов, укрепление взаимного доверия.
Усиливающаяся сегодня напряженность и стратегическая неопределенность приводит к разрушению всей системы международного сотрудничества, основанной на универсальных принципах и нормах. Глубокий кризис доверия провоцирует геополитическое противостояние
и стереотипы блокового мышления.
Глубоко осознавая это, Узбекистан неоднократно заявлял о своей приверженности утверждению мира, согласия и дружбы в регионе.
С целью противодействия деструктивным силам, укреплению мер доверия и добрососедства между государствами, особенно на приграничных территориях Ташкент плодотворно взаимодействует
с агентствами ООН, в частности с Региональным центром ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии (РЦПДЦА), активно развивает конструктивный диалог и многоплановое сотрудничество
в Центральной Азии.
Так, в марте 2022 года совместно с КТУ ООН и РЦПДЦА в Ташкенте организована конференция высокого уровня: «Региональное сотрудничество между государствами Центральной Азии в рамках Совместного плана действий по реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН». В рамках мероприятия был принят обновленный Совместный план действий по активизации региональных усилий в противодействии терроризму, а также Ташкентская декларация, которая была распространена в качестве официального документа 76-й сессии Генассамблеи ООН.
По инициативе Президента Узбекистана создан Региональный экспертный совет из числа ведущих специалистов по вопросам реабилитации и реинтеграции репатриантов. Предполагается, что данный Совет станет нашим общим вкладом в еще более тесную координацию усилий и распространение позитивного опыта стран Центральной Азии в дерадикализации репатриантов и возвращении их в мирную жизнь.
Кроме того, совместно с РЦПДЦА начата реализация Программы по кибербезопасности и новым технологиям КТУ ООН. В частности, 25-26 сентября т.г. впервые в Ташкенте планируется организовать региональный семинар, в ходе которого обсудить создание виртуальной сети по кибертерроризму в Центральной Азии.
В-третьих, защита прав и реализации потенциала молодежи и женщин.
Военные конфликты и ситуации нестабильности ограничивают возможности молодежи, усугубляют уже существующие модели дискриминации в отношении женщин и девочек, подвергая их высокому риску стать жертвами нарушений прав человека. Именно молодежь, женщины и дети составляют подавляющее большинство беженцев и вынужденных переселенцев.
Как отметил в своем докладе Антониу Гутерриш, «права человека подвергаются нападкам во всем мире, включая пагубное сопротивление правам женщин. Недоверие к государственным институтам растет, подогреваемое изоляцией и маргинализацией. Терроризм остается глобальным бедствием».
Пандемия COVID-19 нанесла болезненный удар по рынку труда для молодежи. Многие молодые люди заняты на низкооплачиваемой
и нестабильной работе, зачастую в неформальных секторах. Этот вопрос особенно остро стоит для Центральной Азии, которая является самым молодым регионом в мире (средний возраст населения составляет 28,6 лет).
На этом фоне обеспечение занятости молодежи приобретает как никогда актуальный характер. Кроме того, в Узбекистане активизируются усилия по вовлечению молодых людей в процессы разработки стратегий и принятия решений. Современное подрастающее поколение готово к диалогу и его нужно слушать и слышать. В этом плане, при партнерстве со структурами ООН в Узбекистане организован ряд крупных международных форумов и встреч, запущены платформы Диалога женщин-лидеров Центральной Азии и Академии превентивной дипломатии для молодежи. Ташкент поддержал инициативу Туркменистана учредить в ООН «Диалог молодёжи Центральной Азии во имя мира».
В-четвертых, это достижение Целей устойчивого развития до 2030 года. Усиливающееся блоковое противостояние ведет к разрыву традиционных логистических цепочек, дестабилизируя торговые и инвестиционные потоки, усугубляет проблемы обеспечения продовольственной и энергетической безопасности. Растут масштабы нищеты, голода и неравенства, нарушая образовательную и трудовую жизнь людей, провоцируя социальные потрясения и нестабильность в разных частях мира.
В этих условиях, Узбекистан стремится играть активную роль в поиске путей экономического развития, выдвигая инициативы на международном уровне, а также принимая меры по обеспечению стабильности и безопасности в регионе.
Ташкент выступает за консолидацию усилий в поиске решения проблемы восстановления мировой экономики и сокращения бедности. В этой связи Узбекистан поддержал инициативу Казахстана об учреждении Центра ЦУР для Центральной Азии и Афганистана, усилению мониторинга за реализацией намеченных планов и инициатив.
В-пятых, это цифровизация, сокращение цифрового разрыва, добросовестное поведение в информационном пространстве. Цифровое неравенство, фрагментация глобальной сети, протекционизм и политизация этой сферы создают труднопреодолимые барьеры для открытого, свободного и защищенного будущего для всех.
Центральная Азия относится к регионам мира, где приоритетной задачей является создание эффективной цифровой экосистемы. Активные процессы технологической трансформации в Центральной Азии требуют укрепления взаимосвязанности стран региона и определения региональной долгосрочной повестки дня для движения в направлении инклюзивного цифрового общества. В этой связи Узбекистан выступает в поддержку инициативы Генсека ООН А.Гуттериша по формированию Глобального цифрового договора, направленного на открытое, свободное и защищенное будущее для всех.
Узбекистан совместно со странами региона заявил о готовности работать с международными партнерами над развёртыванием цифровых сетей
и инфраструктуры, налаживанием тесного сотрудничества в этой сфере, развитием взаимосвязанности как внутри Центральной Азии, так
и с другими регионами.
Существует ясное понимание, что интеграция национальных элементов стран Центральной Азии потребует создания концептуальной основы для совместной работы в данном направлении при непосредственной поддержке ООН. Инициатива Казахстана в рамках ЭСКАТО по созданию Центра цифровых решений устойчивого развития, а также разработка региональной долгосрочной стратегии кооперации «ООН-Центральная Азия» являются шагами на пути формирования такого цифрового общества.
В-шестых, это построение устойчивого мира и стабильности
в Афганистане. Наблюдаемое снижение внимания мирового сообщества
к ситуации в этой стране, которая сегодня сталкивается с беспрецедентным социально-экономическим и гуманитарным кризисом вызывает сожаление.
Установление устойчивого мира и стабильности на афганской земле, достижение общенационального согласия, обеспечение инклюзивного политического процесса диктуют необходимость поддержания диалога
с Афганистаном. В этой связи Узбекистан в последние годы целенаправленно продвигает инициативу о формировании Международной переговорной группы высокого уровня для подготовки и согласования с афганскими властями алгоритма поэтапного выполнения обязательств сторон. Учитывая, что первостепенной целью ООН определено «поддерживать международный мир и безопасность», лидерство ООН в этом процессе является необходимым условием успешного продвижения международной повестки, обеспечения безопасности и защиты прав меньшинств и женщин в этой стране.
В целом, сотрудничество Узбекистана и ООН является важным внешнеполитическим приоритетом для Ташкента и отражает его стремление
к разрешению глобальных проблем и существующих противоречий через диалог, кооперацию и взаимодействие. Как отметил Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев на встрече с помощником Генерального секретаря ООН Мирославом Енчей в августе т.г., «сотрудничество с ООН является неотъемлемым компонентом на пути достижения целей устойчивого развития и поддержания мира и стабильности в мире».
Узбекистан рассматривает ООН в качестве единственной универсальной организации по поддержанию глобальной безопасности и стабильности, которая должна и впредь играть центральную роль в международных отношениях. «Мы убеждены в том, что Организация Объединённых Наций должна и впредь играть центральную роль в международных отношениях», - отметил Президент Республики Узбекистан, выступая на 72-ой сессии ГА ООН.
Очевидно, что в последние годы интенсивность, качество
и результативность взаимодействия Узбекистана с ООН существенно возросли. Взаимоотношения Ташкента с ООН находятся на восходящей траектории и следует ожидать, что в ближайшей и среднесрочной перспективе они сохранят свой темп и продолжат расширяться.
Как заявил Президент Узбекистана, «Узбекистан продолжит тесное партнёрство с структурами ООН. Мы заинтересованы в расширении сотрудничества со всеми партнёрами во имя мира, прогресса и процветания. В этом мы видим решающее условие успешной реализации важнейших задач проводимых в стране реформ, главной целью которых является человек, его нужды и интересы».
Шариф Ахмедов,
главный научный сотрудник
Института стратегических и межрегиональных исследований
при Президенте Республики Узбекистан